Социокультурные детерминанты развития и торможения исследовательского поведения Алексей Сергеевич Обухов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мотивы и смыслы учебно-исследовательской деятельности (для руководителей и учащихся) Алексей Сергеевич Обухов к. психол. н., профессор, зав. кафедрой психологии.
Advertisements

ПОВЕДЕНИЕ В научно- педагогической литературе: Образ жизни, совокупность поступков и действий кого- либо. В Педагогической энциклопедии: Реакции и действие.
От спонтанного к осознанному любопытству: становление субъектности в исследовательской деятельности Алексей Сергеевич Обухов.
Возрастно-нормативная модель развития субъектности учащихся в условиях исследовательского обучения Алексей Сергеевич Обухов кандидат психологических наук,
ПРЕДМЕТНЫЙ МИР И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ Выполнила: Спиридонова Светлана Студентка группы: 4 ППДОб
Нацык Виктория Николаевна воспитатель МБДОУ 51 «Радость»
Возрастно-нормативная модель развития субъектности учащихся в условиях исследовательского обучения Алексей Сергеевич Обухов кандидат психологических наук,
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский) «МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ…
Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в актуальных для них видах деятельности и образовательных областях Воспитатели: Якимова Татьяна.
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида 10» Поддержка детской инициативы при организации образовательной.
Линия чувств направлена на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской.
Заведующая ДОУ О.Е. Гааг ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
Самостоятельная деятельность детей. Опыт работы воспитателя МБДОУ «Андреевский детский сад» Овчинниковой Г.В.
Построение развивающей среды Построение развивающей среды Работу выполнила: Полетаева Т.А. воспитатель старшей группы МДОУ «Колокольчик» с. Бахтызино.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки.
ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК В СИСТЕМУ ДОУ С.В. Масловская, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПКиППРО ФГБОУ.
Развитие исследовательской деятельности учащихся Алексей Сергеевич Обухов к. психол. н., доцент кафедры психологии развития, зам. декана по научной работе.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Роль взрослых в создании положительного микроклимата для детей.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Социокультурные детерминанты развития и торможения исследовательского поведения Алексей Сергеевич Обухов

Поведение Инициативное – исследовательское, произвольное, вариативное, целенаправленно Шаблонное – по заданному образцу (эталону), стереотипное, стандартное

Функции исследовательского поведения поведение, направленное на уменьшение возбуждения, вызванного неопределенностью; поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия с миром, направленная на его познание

Факторы, влияющие на возникновение и проявление бескорыстного исследовательского поведения: новизна предмета или изменение пространства; обедненность или обогащенность среды; возрастные, половые и иные факторы; другие виды активности и побуждений.

Условия развития – социокультурные, исторически сложившиеся контексты, содействующие (или тормозящие) преобразованию исследовательского поведения в исследовательскую деятельность, задающие нормы и средства осуществления этой деятельности Социокультурная среда: Задает нормы деятельности, средства реализации потребности познания (оспосабливает) Ограничивает познание (противодействие получению знаний)

Пространства социокультурного нормирования исследовательской деятельности развивающая предметная среда язык и неязыковые системы стимуляции культурный текст игра взаимодействие со взрослыми взаимодействие со сверстниками

Автобиографические воспоминания о собственном детском любопытстве Ситуации поддержки детского любопытства Самостоятельное любопытство связано с: ознакомлением со свойствами окружающих предметов и природных материалов, освоение окружающего пространства, узнавание собственных возможностей (физический, социальных, эмоциональных, интеллектуальных)

Способы поощрения: умиление ненаказание снисходительное отношение (прощение) похвала, одобрение вознаграждение предоставление инструмента Ситуации нормирования: отправить учиться привести в нужное место снабдить информацией допустить к совместной деятельности

Наказываемое исследовательское поведение (по порядку частоты вспоминаемых ситуаций) манипулирование с предметами исследование свойств предметов и материй изучение, освоение или изменение пространства собирательство взаимодействие с животными поиск ответа на непонятное изучение (использование) техники; разбор или модификация предметов изучение возможностей своего тела эстетическая любознательность бытийные вопросы фантастические идеи проявление творческости социальное взаимодействие

Поведенческие проявления манипуляции с предметом (извлечь предмет, изучить содержимое, разобрать, проверить на прочность, применить не по назначению, спрятать) собрать, поймать (кого-то или что-то) преобразовать действительность (раскопать, соорудить) вкусовое и тактильное изучение (проба на вкус, потрогать) визуальное изучение (увидеть, понаблюдать, рассмотреть) перемещение в пространстве (залезть куда-то, попасть, уйти, сходить, переплыть) вопрошание (спросить другого, попросить объяснить) узнать реагирование другого (человека, животного) испытать чувства (подобные или особые)

Условия проявления Пространство Один без взрослых Находясь в новом пространстве Стремясь выйти за пределы известного Вне дома Вместе со сверстниками и сиблингами Во взаимодействии с взрослыми В доме Время Ситуативное проявление (здесь и сейчас) Задуманные действия (ожидание, последовательна я деятельность) Длящаяся активная деятельность (до полугода)

Мотивы запретов взрослых порча имущества (испорчена техника, разобранные игрушки, испачкан ковер, испорчена одежда) беспокойство за безопасность и здоровье ребенка, их гигиену (током стукнет, собака укусит, обожжется, утонет, потеряется, поранится, испачкается); неприятие выхода за стереотипную норму (использования предмета, «недетская» тема, не для девчонок вид спорта и т.д.); безразличие к детским интересам («взрослый эгоцентризм»); страх за целостность других (животные пострадают).

Извлечение урока Любопытство опасно Мое любопытство приводит к плохому Больше никогда так не делал Одного раза было достаточно С тех пор я никогда… Нельзя, значить нельзя Без спросу нельзя Нового желания проявлять любопытство не возникало Обида и непонимание наказания Буду предусмотрительнее «Пронесло», т.к. не стало известно взрослым Извлечение нового знания полученного самостоятельно Продолжу, не взирая ни на что Поддержка интереса как наказание