Инклюзия… Ближайшая перспектива или недосягаемая мечта Государственное учреждение образования «Детский сад-средняя школа 1 г. Речицы»
Нужна всем! Школа психологического комфорта и благополучия Школа индивидуального подхода Школа личностного развития Школа здоровья Безопасная школа
Система образования как проблема
Фото школы
Количество детей с ОПФР в ГУО «Детский сад - средняя школа 1 г.Речицы»
Сложившаяся и успешно работающая система специального образования Наличие элементов психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для работы с детьми с ОПФР Предпосылк и Слабое взаимодействие существующих элементов, необходимость их интеграции в единую управляемую систему и обеспечение её ресурсами; недостаточность ресурсов (кадры, методическое обеспечение, ПМПК) Отсутствие нормативной правовой базы инклюзивного образования Недостаточная проработка механизма оплаты труда педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОПФР в условиях школы общего среднего образования Отсутствие в системе подготовки, переподготовки педагогов для школы общего среднего образования, программ по инклюзивному образованию Барьеры
Концепция инклюзивного образования строится на 3 принципах: Инклюзия через раннюю диагностику Через обязательно коррекционную помощь каждому ребенку Разноуровневые модели интеграции
Риски инклюзивного образования Управленческая имитация Управленческая незавершенность Фиктивно-демонстративная деятельность в УО Сопротивление в педагогической среде Сопротивление в детских коллективах Сопротивление в родительской среде
Педагоги – главный ресурс и риск инклюзивного образования Необходимо : Формировать ценностное (а не просто терпимое) отношение к особенным детям и к проблемам их развития – как основу ответственной педагогической позиции учителя. Оснащать учителя действенными, эффективными, адекватными современными знаниями о детях, их проблемах, о современном детстве, о закономерностях и особенностях психического развития. Помогать учителю осваивать современные и эффективные методы и приемы (технологии) обучения особенных детей с учетом их психофизиологических возможностей и ограничений (специальная педагогика) Обеспечить методическими пособиями, учебными программами
Родители – второй важный приоритет движения к инклюзии Родители могут быть важным ресурсом и мощным барьером на пути к инклюзивной школе. Работа с родителями не сводится к их информированию. Инклюзивная школа – школа, включающая родителей в свое сообщество.
Риск – возможность наступления негативных последствий от наших действий в отношении инклюзии Не ухудшит ли это качество обучения других детей? Не ухудшит ли это условия обучения самих детей с ОПФР (они уязвимы, нуждаются в спокойной, доброжелательной, ритмичной обстановке; в специальных педагогических условиях). Не ухудшит ли это условия труда учителя, и без того сложные? Не будет ли это «головной болью» администрации школы Не приведет ли это к разрушению системы специального образования? Не потеряют ли работу узкие специалисты? Не растеряем ли мы все достижения в системе обучения детей с ОПФР (специальные методики, трудовая подготовка, коррекционная помощь…)?
Чего нельзя допустить? Дикой инклюзии ( как будто…) Повальной инклюзии (всех, без исключения) Поспешной инклюзии (побыстрее отрапортовать ) Формальной инклюзии (без необходимых условий) Приказной инклюзии (по графику сверху)
А кто все это будет делать?