Почему возникают конфликты Нет детей- есть люди, но с иным масштабом понятий, иным источником опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств. Нет детей- есть люди, но с иным масштабом понятий, иным источником опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств. Я. Корчак Я. Корчак
Почему возникают конфликты Если взрослый продолжает относиться к подростку как к ребенку, то конфликтов не избежать. Отношение «как к маленькому» не только тормозит развитие социальной взрослости, но и вступает в противоречие с представлением подростка о собственной взрослости и сего претензиями. Если взрослый продолжает относиться к подростку как к ребенку, то конфликтов не избежать. Отношение «как к маленькому» не только тормозит развитие социальной взрослости, но и вступает в противоречие с представлением подростка о собственной взрослости и сего претензиями. Если это противоречие не будет изжито, если оно будет углубляться, то конфликты неизбежны. Если это противоречие не будет изжито, если оно будет углубляться, то конфликты неизбежны. Очень важно, чтобы именно от взрослого исходила инициатива в изменении отношений- только в этом случае он сохранит контроль над ходом событий и будет иметь возможность руководить развитием отношений. Когда же инициатором перемен становится подросток, это значит, что глубокие противоречия в отношениях уже существуют. Очень важно, чтобы именно от взрослого исходила инициатива в изменении отношений- только в этом случае он сохранит контроль над ходом событий и будет иметь возможность руководить развитием отношений. Когда же инициатором перемен становится подросток, это значит, что глубокие противоречия в отношениях уже существуют. Далее события могут развиваться по следующим сценариям Далее события могут развиваться по следующим сценариям
СЦЕНАРИЙ ПЕРВЫЙ * ТРУДНОСТИ НАРАСТАЮТ, КОНФЛИКТ УГЛУБЛЯЕТСЯ *ИЗ- ЗА УПОРСТВА ВЗРОСЛОГО ЛОМКА ПРЕЖНИХ ОТНОШЕНИЙ МОЖЕТ ЗАТЯНУТСЯ НА ВЕСЬ ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД; *ДЕСПОТИЗМ ВЗРОСЛОГО МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ У ПОДРОСТКА СТРЕМЛЕНИЕ ОТПЛАТИТЬ ЕМУ ЗА ПОДАВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ «ОТЫГРАТЬСЯ» НА ДРУГИХ;
*ДЛИТЕЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ ПОРОЖДАЕТ У ПОДРОСТКА ЖЕЛАНИЕ УЙТИ ИЗ ДОМА; *ПОДРОСТОК НАХОДИТ СПОСОБЫ ОБОЙТИ ЗАПРЕТЫ, НАЧИНАЕТ ЛГАТЬ, ПРИТВОРЯТЬСЯ; * ТРЕБОВАНИЯ, СОВЕТЫ, МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ОТВЕРГАЮТСЯ СРАЗУ, ВЗРОСЛЫЙ ОКАЗЫВАЕТСЯ СОВЕРШЕННО БЕССИЛЬНЫМ, УТРАЧИВАЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЛИЯНИЯ НА РЕБЕНКА
Сценарий второй *взрослый под напором подростка, вопреки собственным взглядам, начинает сдавать свои позиции, разрешать, то, чего не разрешал раньше *столкновений меньше, но их возможность все время витает в воздухе; *Любое отступление родителей подросток использует в свою пользу
Сценарий третий * родители начинают видеть в подростке не ребенка, а более взрослого человека и соответственно этому перестраиваются; *трудности, проблемы во взаимоотношениях уменьшаются
Некоторые причины нарушения поведения подростка - борьба за самоутверждение против чрезмерной опеки родителей; - обделенность родительским вниманием; -обида на родителей. Причины самые разные: слишком большое внимание младшему брату, развод с отцом, семейные ссоры, невыполненное обещание -потеря веры в себя низкая самооценка
ЭТАПЫ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ 1. СНАЧАЛО НАДО ВЫСЛУШАТЬ РЕБЕНКА 2. Уточнить в чем проблема, что он хочет 3. Рассказать ребенку точно о своем желании и переживании 4. Попытаться доступно объяснить свой запрет
2 этап.Сбор предложений 1. Желательно начать с вопроса: «Как же нам быть, как поступить?» 2. Надо дать ребенку первому высказать свое решение, затем предложить свои варианты 3. Не отвергать никаких, даже абсурдных предложений подростка
3 этап. Оценка и выбор приемлемого предложения 1 Провести совместное обсуждение предложений. 1 Провести совместное обсуждение предложений. 2 Определить и осознать истинные желания друг друга 2 Определить и осознать истинные желания друг друга 3 Сделать акцент на том как приятно решать вместе «трудные вопросы» 3 Сделать акцент на том как приятно решать вместе «трудные вопросы»
4 этап. Контроль над выполнением решения 1. Если ребенок потерпит неудачу, лучше, если он сам скажет об этом 2. Разобраться вместе с ним в чем причина неудачи. 3. Приободрить и вселить уверенность в том, что ребенок в состоянии самостоятельно справиться с этой проблемой
Какие вы родители? (тест) За каждый положительный ответ поставьте 2 очка, за «иногда»- 1 очко, за отрицательный ответ 0 очков За каждый положительный ответ поставьте 2 очка, за «иногда»- 1 очко, за отрицательный ответ 0 очков 1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевиденья и радио по вопросам воспитания? 2. Ваш ребёнок совершил поступок. Задумаетесь об этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания? 3. Единодушны с вашим супругом в воспитании детей?
4. Если ребёнок предлагает вам свою помощь, примете ли вы её, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться? 5. Используете ли вы запрета или приказа только тогда, когда это действительно не обходимо? 6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических признаков? 7. Считаете ли вы, что среда, окружающая ребёнка, оказывает на него существенное влияние?
8. Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевиденья и радио по вопросам воспитания? 9. Ваш ребёнок совершил поступок. Задумаетесь об этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания? 10. Единодушны с вашим супругом в воспитании детей? Какие вы родители? (тест)
Если вы набрали - Меньше 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку,а, не мешкая, заняться улучшением своих знаний. - От 7-14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть,над чем задуматься. А начать нужно с того,что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят
Желаю чтобы у Вас была счастливая семья.
Подготовила презентацию и выступление учитель МКОУ Димитровская ООШ Буравлева М.В.