Презентация ученицы 9 класса Плохотюк Анастасии
Гжель - изделия народной художественной керамики по названию села Гжель, где возник соответствующий промысел. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары.
Свое название село, находящееся в 57 км от Москвы, получило от слова «жгель»,т.е. «жечь» или «обжечь»-всё это слова из лексикона гончаров. Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. Впервые поселение Гжель упомянуто в документах, датированных 1320 г. Именно тогда оно среди других поселений было отписано великим князем Иваном Даниловичем Калитой старшему сыну Симеону. С того времени Гжель постоянно фигурирует в духовных грамотах. И неудивительно - гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами, "которой нигде не видал я белизною превосходное". С тех пор за свою более чем шестивековую историю Гжель переживала разные периоды. На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы оптового обихода, изразцы, черепицу. Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В XIX веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет - синей подглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия. Конец XIX - начало XX веков стали периодом глубокого кризиса. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда. Послевоенное время связано с началом возрождения промысла и поиском своего образного языка. Для этого потребовались годы кропотливой и неустанной работы, обучение новых мастеров. В результате это привело к успеху.
В 1972 году " на основе шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях, было создано Объединение "Гжель". Творческие группы разработали новые образцы. Были созданы полностью новые формы изделий. Живопись стала более богатой, и выполняет художественные требования существующего дня. Сегодня Объединение "Гжель"- современное предприятие, в состав которого входят 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих. Гжель - это вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры и другие фарфоровые изделия. Продукты "Гжели" пользуются устойчивым спросом на Российском и международном рынке. Гжель - это композиция народного искусства и художества. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. В "Гжели" работают высококвалифицированные и одаренные художники, скульпторы и мастера технологии. В Гжели существует круглый цикл образования. Обучение начинается с детского сада, средней школы и заканчивается Гжельским Художественным Колледжем и курсами аспиранта в Москве. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.
Успенская церковь в селе Гжель сквозь века.
Формовочный цех. Здесь смесь из которой потом получится фарфор заливают в формы и дают затвердеть. Сейчас вытягивание на гончарном круге практически не применяют.
У застывших форм швы затирают губкой и обрезают
После этого формы на палетах загоняют в печи. Обслуживает печь обжигальщик. Это очень важная профессия. Если обжигальщик поставит одну деталь с краю печи, а другую в центре, то в процессе обжига они ужмутся по- разному и будет брак. После обжига изделие уменьшается на 17% и через несколько обжигов становится очень прочным.
После обжига фигурку окунают в подкрашенную воду. Так очень легко найти дефекты различного рода трещины. Сoстав красителя такой, что после повторного обжига он выгорает без следа. После второго обжига изделие начинают расписывать. Расписчицы не имеют художественного образования, но художественным вкусом обладать обязаны. Грамотная расписчица может за день расписать несколько десятков чашек, тарелок и проч. Во время росписи кобальтовая краска черная и узор не особо читается. Красота мазков проступит только после финального обжига.
Фирменное клеймо /
Расписанное изделие окунают в глазурь. Глазурь это тоже глина и не представляет никакой опасности, поэтому макают изделие туда голыми руками. Дно изделия стараются смазать парафином. После финальный обжига изделие идет к потребителю.