«КОНЬ С РОЗОВОЙ ГРИВОЙ» В.П.АСТАФЬЕВ 1
2 Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушкины глаза, отдать ей последний поклон. И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые бы смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать...
3 Диалектизмы Увáл пологий холм, имеющий значительную протяженность. Туесóк берестяная корзинка с тугой крышкой. Бадога длинные поленья. Заполóшная суетливая. Шáньга булочка с творогом, ватрушка. Заúмка земельный участок вдали от села, освоенный (вспаханный) его владельцем. Поскóтина пастбище, выгон. Яр крутой край оврага
1. Как зовут бабушку героя? а) Михайлова; б) Николаевна; в) Петровна. 2. О чём мечтали все деревенские мальчишки? а)о прянике конём; б)об игрушечном коне; в) о настоящем коне. 3. За что бабушка обещала купить герою рассказа пряник? а)уборка в доме; б) работа в огороде; в) собранные в лесу ягоды. 4. Из-за чего произошла ссора между левонтьевскими ребятишками в лесу? а)из-за съеденных ими ягод; б)из-за героя рассказа; в) просто так. 5. Что посоветовал сделать Санька герою рассказа, чтобы тому не попало от бабушки? а)вообще не ходить домой; б) всё честно рассказать бабушке; в) наложить в туесок травы, а сверху засыпать ягодой. 6. Что просил шантажом у главного героя его лучший друг? а) калач; б) булку; в) шаньга. 7. Как звали брата героя, которого тётка Августа забрала с собой на лесоучасток? а) Алёша; б) Миша; в) Коля. 8. Что произошло с матерью героя? а) она утонула; б) её сбила машина; в) она уехала, бросив своих детей. 9. Как звали тётку, которая после побега героя с речки от бабушки накормила его? а) Васяна; в) Петровна; в) Феня. 10. Как назывался предмет, который ребята взяли в лес? а) корзинка; б) ведерко; в) туесок. 4
5 1. В какое время и где происходят события рассказа? Назовите приметы того времени, а также место действия. 2. От чьего лица ведётся повествование в рассказе? Что вы можете рассказать о герое рассказа? 3. Почему мальчику очень хотелось, чтобы ему купили пряник конём? Ответьте текстом. Ответьте текстом.
6 Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса потерял, хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться тут он, тут конь-огонь! С таким конём сразу почёту сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива.
7 Почему герой рассказа любил бывать в семье соседа дяди Левонтия? Почему мальчик отправился в лес? Почему этому плану не суждено было сбыться, ведь вначале всё складывалось хорошо?
8 искушение преступление муки совести наказание прощение
9 Задача каждой группы найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа. 1 группа искушение 2 группа преступление 3 группа муки совести 4 группа наказание 5 группа прощение
10 Почему же бабушка Катерина Петровна всем, кого встречала в это утро, рассказывала про проступок внука? Почему, уже зная об обмане, бабушка всё же покупает внуку пряник коня с розовой гривой?
11 игрушка лакомство символ
12 Домашнее задание: Написать мини-сочинение: «Как я понимаю смысл названия рассказа «Конь с розовой гривой»