Бачурина Галина Викторовна, учитель истории и обществознания МОУ сош го Молодёжный Московской области Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания Бачурина Галина Викторовна, учитель истории и обществознания МОУ сош го Молодёжный Московской области
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…». В.А.Сухомлинский
Здоровьесберегающие образовательные технологии Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, где важным является стремление учителя не нанести ущерб здоровью обучающихся
1 соматического 2 психологического 3 социального 4 интеллектуального 5 духовного 6 творческого 4 Понятие здоровья – это единство аспектов здоровья
Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость в социальном плане – он коммуникабелен, общителен в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться в интеллектуальном плане – обучающийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, саморазвитие в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности
На уроках и во внеурочной работе учитель истории и обществознания решает три группы задач, связанных с проблемой здоровья обучающихся: коррекционные формирующие диагностические
В начале урока необходимо оценить и в дальнейшем удерживать свое внимание на гигиенических условиях в классе: достаточна ли освещенность, не мешает ли шум, доносящийся из-за окон или из соседних помещений, хорошо ли проветрен класс, не слишком ли сухой воздух и оптимальна ли его температура. Для таких оценок не требуется приборов вполне хватит органолептических возможностей учителя. Необходимо помнить, что пренебрежение этими требованиями приведет к более быстрому утомлению обучающихся и в дальнейшем скажется на их здоровье. Диагностические Диагностические
Главный объект внимания учителя его ученики. Если реализация традиционной технологии проведения урока фиксирует внимание учителя в основном на соблюдении дисциплины и успешности выполнения обучающимися заданий, то для учителя, придерживающегося принципов здоровьесберегающей педагогики, не менее важно психофизиологическое состояние школьников, эмоциональный фон урока и все, что так или иначе оказывает влияние на их здоровье.
возбуждены (перевозбуждены), например после урока физкультуры утомлены, выглядят уставшими взволнованы, тревожны, чем-то обеспокоены сосредоточены, деловиты, настроены на урок насторожены, напряжены дурашливы, расторможены, расслаблены Первичная экспресс-оценка эмоционально- психологической атмосферы в классе на уроках истории и обществознания проводится по следующим показателям: И хотя нередко встречается сочетание того или иного вариантов, оценить психо-эмоциональное состояние класса необходимо. Для этого учителю достаточно взглянуть на нескольких школьников своеобразных «индикаторов» состояния всего класса.
Объектом особо пристального наблюдения учителя на всем протяжении урока являются дети группы риска по здоровью, например, после перенесенного заболевания. Именно к ним должны быть адресованы индивидуальные педагогические технологии, первый шаг в реализации которых прицельная психолого- педагогическая диагностика таких обучающихся на каждом уроке.
Решать коррекционные задачи учителю истории также приходится в широком диапазоне действий, от почти автоматических набросить во время перемены на батареи влажное полотенце при повышенной сухости воздуха, скорректировать неправильную позу ученика до технологичных изменить темп проведения урока, вовремя провести физкультминутку, разрядить напряжение шуткой, дать творческое задание … коррекционные
Требования к проведению физкультминуток Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
На уроках истории и обществознания учитель формирует физическое психическое (духовное) социальное здоровье обучающихся
Их сохранению способствует смена деятельности на уроке. Например, сначала устно проанализировали какое-либо историческое событие, потом записали информацию в тетрадь, затем послушали учителя... Благодаря смене деятельности, урок, во-первых, проходит незаметно, быстро, потому что он интересен и многообразен, динамичен и богат по содержанию. Во-вторых, это необходимое условие сохранения здоровья на уроках истории и обществознания. К воздействию на физическое здоровье во время урока относится сохранение физических характеристик обучающихся: зрение, слух, осанка
Это достигается путем совокупности следующих компонентов: смена деятельности на уроке, эмоциональность, заинтересованность обучающихся, внутреннее спокойствие учеников, их стремление к познанию. Также для развития благоприятен некоторый «нерв» на уроке, который позволяет поддерживать мобильность, собранность, дисциплинированность, аккуратность, интерес. Формирование психического здоровья: развитие мышления развитие памяти формирование нравственных качеств осмысленность и наполненность жизни творческие отношения гармония с собой и окружающим миром Формирование психического здоровья: развитие мышления развитие памяти формирование нравственных качеств осмысленность и наполненность жизни творческие отношения гармония с собой и окружающим миром
К формированию социального здоровья относится: умение жить в обществе коммуникативность удовлетворенность социальным статусом К формированию социального здоровья относится: умение жить в обществе коммуникативность удовлетворенность социальным статусом Это достигается посредством общения на уроке между учителем и учениками и учениками между собой, а также общественными событиями, знакомством с явлениями, известными личностями, на примере которых можно воспитать много положительных качеств у обучающихся. Обучающиеся, знакомясь с тенденциями становления и развития общества и государства, начинают лучше ориентироваться в социуме, реализовывать себя, создают траектории своего развития и социализации.
при изучении средневековой Европы подчёркивается, что основная причина эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья… при изучении темы «Древний Египет» обязательно рассматривается вопрос «Почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук? » Передача знания по предотвращению отдельных болезней на уроках
при выяснении причин вымирания американских индейцев заостряется внимание на отравляющее влияние алкоголя на организм человека и отсутствие иммунитета у аборигенов на такие инфекционные заболевания как грипп и ангина, унесшие жизнь многих коренных жителей Америки, отмечается, что африканцам удалось избежать эпидемий этих болезней, благодаря употреблению бананов на уроках обществознания в 7 классе, когда рассматривается тема физиологических особенностей подросткового возраста, звучит предостережение о негативных последствиях раннего начала половой жизни …
Таким образом, здоровьесберегающий компонент на уроках истории и обществознания необходим в современной школе наряду с компетентностным подходом в обучении и гуманизацией образовательного процесса в условиях модернизации, потому что «здоровый нищий счастливее больного короля»