Образование в социокультурном (средовом) измерении ИРО и ПК РС(Я) Директор Центра образовательной политики и педагогического проектирования Титов Дмитрий Кириллович Сайт:
Социокультурная модернизация образования-модернизация образовательной среды? А.М.Цирульников: Решение проблем создания и распространения новых образовательных практик и технологий, модернизации системы образования в целом, связано с осуществлением особого подхода к инновационной практике, называемым средовым, или шире – социокультурным. Инновации в образовании могут быть продуктивными лишь в том случае, если проектируются и осуществляются в контексте социокультурной действительности.
А какова социокультурная действительность? Модернизация образования, как введение нового, должна прежде всего анализировать, честно вывести проблемы. А проблема прежде всего в голове (в мыслях). Все в голове: в голове начинается благополучие, в голове начинаются все беды.
Все в голове Твои мысли становятся твоей жизнью. (Марк Аврелий ). Мы представляем собой результат того, что мы думали. (Будда) Развитие как «создание собственных мыслей с помощью мыслей других людей». (Н.А.Рубакин) С кем поведешься, от того и наберешься.
Человек результат того, какую информацию он получил? Информация сформировывает сознание человека и через это порождает многообразие состояний. Информационное, социокультурно- образовательное пространство должно быть проанализировано, влияние его описано … Кроме законов наследственности надо параллельно изучать воспитывающую среду, тогда, может быть, не одна загадка найдет свое разрешение.(Януш Корчак).
Информационная культура- как мера взаимоотношений? Социокультурное в моем понимании выявление культуры мышления социума. ( Культура-граница человеческих смыслов.(Е.Н. Устюгова)). Результатом социокультурной модернизации образования в школе и социуме должен быть своеобразный тернарный, коллективный договор по взаимоотношениям между детьми, учителями и населением: в культуре общения, взаимодействия в развитии и разделении труда, в воспитании правильной мысли детей и общества, в соблюдении неких правил поведения в общественных местах и в школе, в сохранении традиций...
Коллективное мифотворчество Коллективное мифотворчество-это формирование коллективных ценностей, норм и правил поведения в обществе на основе договора. Через коллективное мифотворчество можно влиять на общий мир мыслей и последствия его. Ведь все поступки последствия тех или иных мыслей, умозаключений …
Задача-модернизация информационно-образовательной среды? Модернизация образования – это прежде всего формирование точки отсчета (или ре актуализация), взгляда на образовательные и человеческие ценности, на взаимоотношения между участниками образовательного процесса (педагогами, учащимися, родителями, социумом…), на фундаментальные ценности «образовывания» человека, на основе честного, всестороннего анализа и коллективного договора.
И.Я.Лернер И.Я.Лернер «Образование, четкого определения которого в литературе нет, но которое вместе с тем многообразно, представляет собой явление деятельности по определению и формированию образа человека и его места в мире».
Воспитание? Воспитание? Это прежде всего воспитание правильной мысли. Формирование положительного образа будущего. Будущее нельзя предвидеть, но можно изобрести. Создание собственных мыслей с помощью положительных мыслей людей.
Задача школы Задача школы Только в том образовательном учреждении, где состоится диалог и сотворчество между воспитателями, учителями, родителями и населением(социумом) во имя будущего детей, могут быть положительные сдвиги в нравственно-эстетическом воспитании. Ведь какими бы ни ЗУН обладал выпускник, прежде всего он должен стать человеком с правильными взглядами на взаимоотношения между людьми, природой.
Вывод Вывод Организация мыслительной деятельности (формирование положительного образа будущего) обучающихся (компетенция по ФГОС) – условие самореализации их личности. Все само… начинается когда ребенок начинает самостоятельно думать и рассуждать. (Удивительно, на что только идут люди, чтобы не думать).