Осадчая Светлана Станиславна Использование современных образовательных технологий, активных методов обучения на уроках биологии для формирования личностных УУД Челябинск, 2014
Личностные УУД: Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: - самоопределение - смыслообразование - нравственно-этическая ориентация
Образовательные технологии: Игровые технологии Проблемно-диалогическая технология Проектно-исследовательская технология Технология оценивания образовательных достижений Кейс-технологии Технология театральной педагогики ИКТ-технология Арт-технологии
Приемы для формирования личностных УУД 1)Прием новизны 2)Прием семантизации 3)Прием динамичности 4)Прием значимости
Приемы для формирования личностных УУД 5) Прием создания проблемной ситуации: a)Выдвижение проблемного вопроса b)Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого c)Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту d)Сообщение парадоксального факта e)Демонстрация опыта или сообщение о нем могут стать основой для создания проблемной ситуации
Приемы для формирования личностных УУД 6) Прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился»; 7) «Верные–неверные утверждения» 8) Составление «синквейна» 9) Рефлексия
Примеры рефлексии, используемые на уроках биологии 1) Рефлексивный полилог: сегодня я узнал…; было интересно…; было трудно…; я выполнял задания…; я понял, что…; теперь я могу…; я почувствовал, что…; я приобрел…; я научился…; у меня получилось …; я смог…; я попробую…; меня удивило…; урок дал мне для жизни…; мне захотелось…
Примеры рефлексии, используемые на уроках биологии 2) Анкетирование 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно
Примеры рефлексии, используемые на уроках биологии 3) эссе, 4) составление телеграммы, 5) памятки, инструкции, 6) стихотворение по алгоритму, 7) письмо по кругу, 8) «Букет настроения», 9) «Шкала настроения»
Примеры развития личностных УУД на уроках биологии Маша выбрала одни утверждения, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты? Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему?
Примеры развития личностных УУД на уроках биологии Тема «Грибы»: изучение создания и использования антибиотиков в ВОВ. Тема «Мхи»: использование сфагнума партизанами. Изучение трудов русских и советских ученых (Н.И.Вавилова, И.М.Сеченова, И.П.Павлова, И.И.Мечникова, С.Г.Навашина). Оказание первой доврачебной помощи, готовность прийти на помощь.
Примеры развития личностных УУД на уроках биологии Выразите свою позицию; Объясните ваш самостоятельный поступок в… ; Отнеситесь критично к своим поступкам в деятельности; Примите решение по …; Определите свою роль в этом вопросе;
Примеры развития личностных УУД на уроках биологии Решите жизненную задачу, затрагиваемую в тексте параграфа; Выберите ценностные ориентиры в своём понимании жизни; Установите связь между целью учебной деятельности и её мотивом; Поясните, ради чего вы осуществляете эту деятельность (учение, постановка опыта, прочтение книги, работа с компьютером, поиск информации в Интернете и пр.);
Примеры развития личностных УУД на уроках биологии Постройте свой жизненный план во времени (на год, на неделю, на период обучения в школе и т.п.); Умение управлять своей познавательной деятельностью; Умение выявлять самое главное утверждение о …; Умение выражать информацию в виде краткой записи текста из учебника.
В сфере личностных УУД будут сформированы: внутренняя позиция школьника (умение справедливо оценивать свою работу и работы одноклассников, оценивать собственный вклад в работу группы); личностная мотивация учебной деятельности (личностное, профессиональное и жизненное самоопределение); ориентация на моральные нормы и их выполнение (связь между целью учения и мотивом, моральный выбор, на основе социальных и личностных ценностей);
Рекомендации по формированию личностных универсальных учебных действий 1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности. 2. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения. 3. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики. 4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Спасибо за внимание