Тема: «Народный костюм Воронежской губернии»
Общие сведения У каждого народа мира есть свои особенности и отличия от других: свои традиции, культура, язык, обряды, а также традиционный национальный костюм. Традиционная одежда создавалась многими поколениями. Она зависела от климатических условий той местности, где жил данный народ, от того, чем этот народ занимался. Русский национальный костюм имеет свои особенности в зависимости от региона и отличается особенностями покроя, тканью, цветовой гаммой, орнаментом, составом костюма и способом ношения различных его частей. Традиционная русская одежда, несмотря на ее разнообразие, делилась на две группы: Северновеликорусских губерний и Южновеликорусских.
Описание народного костюма В народном костюме каждая деталь и каждый цвет были символическими. Так, в воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый, красный и черный. А черный цвет – цвет земли и покоя – считается любимым в Воронежском крае, потому что символизировал еще и чернозем.
Дизайн народного костюма Любой русский народный костюм непременно был украшен орнаментом: повседневная одежда в меньшей степени, а вот праздничная обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками. В Воронежской губернии преобладала так называемая линейно- геометрическая вышивка. А наиболее используемой фигурой был ромб. Часто стороны ромба снабжали по углам прямыми линиями, которые как бы продолжали его стороны. В народе этот мотив получил название «репей» и стал символом плодородия, огня и жизни. Среди украшений на территории Воронежского края известны нагрудные, височные, ушные, ручные, наспинные и поясные. Самым распространенным нагрудным украшением был «гайтан». Словом «гайтан» называли два вида украшений из бисера. Одно представляло собой две сплетенные из разноцветного бисера полосы шириной 1,5 – 5 см, украшенные бисерными подвесками и соединенные в нижней части. Другое – длинный плетеный черный шнур, унизанный бисером, на который прикрепляли крестик или иконку. Существовал обычай привязывать к гайтану косточку от куриного крыла: считалось, что она оберегает от несчастий и помогает вставать рано утром.
Продукт изготовления Одежда жителей Воронежской губернии изготавливалась из конопляных, шерстяных и крапивных тканей. Конопля являлась широко распространенной культурой в черноземной зоне России. Конопляное масло употреблялось в пищу и было известно намного раньше подсолнечного. Из конопляного семени пекли лепешки и варили кашу- солома ту. Из женских растений конопли вили бечеву, веревки и канаты для флота. Мужские растения давали более тонкие волокна. Из них пряли пряжу, ткали и шили одежду. Замашный или посконный холст из конопли являлся обычной тканью для изготовления крестьянской одежды. До появления фабричных, так называемых «дорогих» тканей. «дорогой» товар - тот, за который платились деньги. Из «замашки» шились рубахи, запасы, завески и фартуки. Каждому селу, деревне были присущи свои особинки в одежде. Женский костюм Бутурлиновского района, сел Пузево, Клеповка, Гвазда, представленный в музее народной культуры и этнографии ВГУ, имеет свои характерные особенности, отличные от костюмов сел, находящихся в других районах области. (Фото 1. Участники фольклорного ансамбля с. Пузево Бутурлиновского р-на., вид спереди; Фото 2. Женский костюм с. Гвазда Бутурлиновского р-на). Костюм жительниц сел Клеповка, Гвазда, Пузево, (по воспоминаниям П. Д. Пономарева) состоял из рубахи, поневы, запада, завески или фартука, гаруса, одного - двух монистов и каскада бус, серег - янтариков и пушков. Головных уборов: кички или сороки, кокошника, комплекта платков, шалей и подшальников - корсетки или летника, шубы дубленой или крытой, куски или куцынки и набора обуви.