Дополнительное образование детей как фактор развития творческой личности
«Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда вызывают жалость те люди, кто перед каждым пустяком становиться в тупик». (А.С.Макаренко)
Дополнительное образование – это особое (внеучебное для школьника) образовательное пространство. Оно решает задачи не только социализации, но и индивидуализации личности подростка и становится основным фактором развития творческих способностей. Дополнительное образование - предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать творческий потенциал, творческую личность ребенка.
Дополнительное образование выступает преемником системы внешкольного образования, где главную роль в формировании индивидуальности ребенка, безусловно, играют руководители различных кружков дополнительного образования. В настоящее время большой интерес вызывают индивидуальные занятия, направленные на всестороннее развитие личности ребенка. Особую роль играет художественно-эстетическое воспитание: изобразительное искусство, декоративно –прикладное творчество, моделирование, архитектура и дизайн. Стали очень популярными профессии: дизайнер, дизайн интерьера, дизайн ландшафта, дизайн одежды.
Школа – это особый «мир», в котором дети проводят много времени на протяжении длительного срока, поэтому очень важна правильная организация их творческой работы и направленности. Программа дополнительного образования в школе формируется школой самостоятельно, а также различные направления и способы организации дополнительного образования.
Можно выделить некоторые из способов дополнительного образования: - организация кружков, секций и даже клубов, различных как по направленности, так и по своим размерам. Это позволяет более полно охватить весь спектр интересов детей; - организация небольших групп по интересам, т.е. как специальные организационные структуры они не выделяются, но это открывает большую зону для поиска наиболее интересных для детей направлений; - еще одним из способов построения, когда программа дополнительного образования в школе является результатом сотрудничества со специализированными учебными центрами, учреждениями. Организация такой работы часто может носить форму обязательного участия школьника в каком-либо из выбранных школой направлений; - программа дополнительного образования в школе как новый способ организации – это разработка комплекса учебно- воспитательной работы.
Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческой личности Художественная творческая деятельность – это практическая и теоретическая работа, благодаря которой создаётся нечто новое, неповторимое и оригинальное, соответствующее художественным критериям. Но данную категорию не следует оценивать и измерять лишь конкретными результатами. Творческой является и деятельность, развивающая личность, в результате которой формируется более способный, с богатым внутренним миром и потенциалом человек
Художественный ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта
Кружковая работа, как определенная система может оказать существенное влияние на процесс развития творческой активности ребенка при наличии соответствующих педагогических условий: - создание вариативных программ дополнительного образования, обеспечивающих творческое развитие детей при свободном выборе ими направлений своей деятельности; - ориентация на развитие творческого потенциала каждого ребенка в избранной им области деятельности, осуществляемая благодаря специальному отбору форм и методов работы; - умение направлять усилия детей на нестандартные решения в избранном виде деятельности;
Творчество учащихся, может быть выражено тремя уровнями: 1. Воспроизводящая деятельность; 2. Воспроизводящая деятельность с элементами творческого подхода; 3. Творческая деятельность. Для успешной организации творческого процесса необходимо знание мотивов, побуждающих учащихся активно участвовать в этом сложном процессе: 1. Мотив будущего (учащиеся стараются, чтобы занять достойное место в группе, коллективе); 2. Мотив престижа (учащиеся стараются, занять достойное место в группе, коллективе); 3. Познавательный интерес (любознательность); 4. Мотив долга (готовность работать в области избранной профессии); 5. Мотив влияния уважаемого человека; 6. Мотив принуждения (выполняют работу, чтобы избежать неприятностей)
Творить ребёнок начинает с самого раннего детства и продолжает всю жизнь. Использование различных форм организации кружковых занятий позволяет сделать досуг ребёнка более содержательным, увеличить познавательную активность детей, развивать коммуникативные качества школьников.
Художественная творческая деятельность – это практическая или теоретическая работа, благодаря которой создаётся нечто новое, неповторимое и оригинальное, соответствующее художественным критериям.
Творческая личность важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания. Мы любим своих детей, желаем им добра и счастья. Напутствуем их, чтобы они росли умными, активными, творческими, целеустремленными хозяевами своей страны. Мы помним, что настоящий хозяин растет в труде. Труд должен войти в жизнь наших воспитанников, одухотворив её, придав ей деятельную активность и нравственную направленность, обогатив душу сознанием пользы любого, даже маленького дела, совершенного во имя блага.
Творческая работа обучающихся 7 – 8 классов по созданию эксклюзивных костюмов
Выставка работ кружка «Мастерица -рукодельница»