Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия Постнова Екатерина Вячеславовна, методист ИМЦ Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А. С. Макаренко
выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА Органы социальной защиты населения Отдел образования; Органы внутренних дел; Здравоохранения; Отдел по молодежной политики; Служба занятости населения; Администрация; КДН
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ Классные руководители; Воспитатели д/с; Педагоги школы; Врачи; Участковый инспектор; Жители поселка; Родственники; Соседи; Друзья
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Документы социально-медицинского патронажа; Документы психолого-педагогического консилиума в школе; Материалы психодиагностики; Результаты рейдов; Жалобы и заявления граждан; Материалы о правонарушениях; Преступления несовершеннолетних
ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ – 50% Бродяжничество; Агрессивность; Хулиганство; Кражи; Вымогательство; Правонарушения; Аморальные формы поведения; Неадекватные реакции на замечания взрослых.
ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%. Низкая успеваемость; Неврастения; Отсутствие навыков личной гигиены; Неуравновешенность психики; Подростковый алкоголизм; Подростковая проституция; Болезни; Недоедания; Уклонение от учебы
ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40% Конфликты с учителями; Частое употребление неформальной лексики; Суетливость или гиперактивность; Конфликты с родителями; Контакты с криминогенными группировками
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ Принудительное лечение от алкоголизма; Лишение родительских прав; Консультирование; Обучающие консультации для родителей; Помощь общественных организаций; Влияние через СМИ; Пропаганда здорового образа жизни; Пропаганда семейных ценностей; Оказание материальной помощи; Административные штрафы; Создание клубов по интересам; Постоянный патронаж; Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей; Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул; Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи
ЧТО ТАКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ?
КОРРЕКТИРОВКА ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ И РАБОТА С ЭТИМИ СЕМЬЯМИ
ПРИЕМЫ (МЕТОДЫ) КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка; МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным; ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы: ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях; НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.
ВАРИАНТЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ Семья однодетная Семья с низким материальным положением Семья многодетная Семья неполная Семья со свободными детьми Семья с нарушенными взаимоотношениями Семья умышленно или неумышленно допускающая безнадзорность
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ? 1. Материально-бытовые условия. 2. Эмоционально-нравственный климат. 3, Режим дня ребенка в семье. 4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей 5. Семейный досуг. 6. Уровень педагогической культуры родителей.
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ
Диагностика семейного неблагополучия наблюдения специалистов; анкетирование детей и родителей; опросники; тесты; интервью узких специалистов; мини-консилиумы; тренинги; анализ документов; анализ продуктов детского творчества; анализ документации паспортно-визовой службы; сбор списков неблагополучных семей; составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона); протоколы СКДН; РКДН; заявки семьи на оказание помощи; анализ состояния здоровья детей; анализ развития, успеваемости
Индивидуальная помощь неблагополучной семье советы по преодолению сложных жизненных ситуации; консультации специалистов; семейная терапия; индивидуальные беседы; индивидуальный социальный патронаж семей; психотерапия; родительские собрания на дому
Групповая работа с родителями из неблагополучных семей группы риска; спортивные группы; тренинговые группы; консультирование; семейные вечера
Профилактика семейного неблагополучия родительский всеобуч; ознакомление с психолого-педагогической литературой; обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей; семинары для учителей и родителей; лектории для подростков; устройство на работу; летний лагерь; летняя площадка; постановка на учет ОВД, КДН. СКД; дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе
Помощь общества неблагополучным семьям институт приемной семьи; институт молодой семьи; детские приюты; акции милосердия; акция помоги пойти учиться; материальная поддержка; привлечение спонсорской помощи; обмен одеждой, бывшей в употреблении; лишение родительских прав
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друге другом. Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным. Если у школьника уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что сделать
БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ 1. Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники. ) 2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании. ) 3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины) 4. Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания) 5. Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают)
СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья. Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию. Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей. Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания. Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей. Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке. Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре. Оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье
ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ