Психолого-педагогическая компетентность учителя Составила Практический психолог и социальный педагог Щербакова Татьяна Владимировна
Понимание - это рычаг, орудие, которым учитель пользуется в своей работе. Милосердие - это позиция учителя по отношению к ученику, способ восприятия. Есть милосердие - есть воспитание. Там, где милосердие отсутствует, идет не воспитание, а дрессировка. Братья Стругацкие, «Отягощенные злом, или сорок лет спустя»
Результаты психолого-педагогической диагностики педагогического коллектива только 8% учителей отметили у себя высокий уровень наличных знаний по психологии; 58% считают, что их психологические знания находятся на низком уровне; 13% учителей отметили у себя низкий уровень способности проектировать различные психологические ситуации в детском коллективе; 56% учителей отметили, что не умеют за поведением ребенка видеть его психологическое состояние; 48% учителей не применяют индивидуальный подход в обучении на основании индивидуально-психологических характеристик учащихся.
Анализ и интерпретация результатов анкетирования на тему: «Зачем я работаю педагогом?» В анкетировании «Зачем я работаю педагогом?» принимали участие учителя, педагогический стаж которых составляет от 2 лет до 45 лет. Мотивация работы в школе у педагогов различна, но наибольшее предпочтение отдается передаче знания и опыта детям. Учителям интересна та или иная область знаний (математика, физика, художественная литература и т.д.). Педагоги чувствуют свою ответственность за будущее детей. Далее предпочтение отдается зарабатыванию денег и большому отпуску летом. Воспитывать детей нравится не многим педагогам. Есть и другие причины, по которым учителя работают в школе (желание быть полезной (-ним) и востребованной(-ним), а не просто бабушкой, дедушкой и мамой, папой; общение с детьми; ; работа в школе дисциплинирует, не дает расслабиться; просто нравится)
Профессиональная компетентность учителя осведомлённость авторитетность способность аналитически мыслить осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей
Дополнительные составляющие профессиональной компетентности педагога Способность продуктивно взаимодействовать с инновационним опытом коллег Обобщать свой опыт Креативность как способ бытия в профессии
Компоненты компетентности: Вовлечение эмоций в процесс деятельности Готовность и способность обучаться самостоятельно Умение работать над чем-либо спорним Использовать инновации для достижения целей Способность разрешать конфликты и смягчать разногласия Терпимость по отношению к различним стилям жизни окружающих
Сущность психолого-педагогической компетентности педагога осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним; осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов; осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.
Факторы, определяющие психологическую компетентность человека: индивидуальные особенности (при этом большую роль играет тип личности, в частности, является ли она интро- или экстравертной, античной или не античной, а также ее интеллект); психическое состояние (аастеническое и астеническое) и типичное настроение; эффективность социализации (например, нарушение социализации приводит к возникновению эмоциональной глухоты, комплексов, агрессивности); влияние культурных различий; специальная психологическая подготовка.
Задача психологической службы школы: помочь учителям в повышении общей психологической грамотности, в привлечении психологии к решению педагогических задач; помочь овладеть доступними диагностическими методами для изучения процесса развития личности, коллектива в условиях учебно- воспитательного процесса; опираться на психологию в психическом развитии учащихся, в преодолении недостатков их поведения.
Функции психологической службы Просветительная функция состоит в знакомстве учителей с явлением психолого-педагогической компетентности трех сторон труда учителя: педагогической деятельности, педагогического общения, личностного развития учителя. Развивающая функция заключается в развитии у учителей мотивов повышения психолого- педагогической компетентности, а также в развитии практических приемов повышения психолого-педагогической компетентности учителя. Корректирующая функция программы заключается в коррекции дефектов психолого- педагогической компетентности учителя.
Выводы: Психолого-педагогическая компетентность представляет собой максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся Повышение психолого-педагогической компетентности предполагает целую систему мер просвещения в образовательном учреждении. Для развития профессионально-значимых личностных качеств педагогов, их личностного роста, обретения уверенности в себе, стабильности психоэмоционального состояния, необходима организация взаимодействия психологов школы с учителями в различных формах
Время - ценность. Куда мы его вкладываем, то мы и получаем. Задаём ли мы себе вопросы относительно своей профессиональной деятельности: Зачем я это делаю? Почему я вкладываю своё время в эту профессиональную деятельность? Есть ли от этого польза? А может быть вред? Насколько такое «капиталовложение» оправдано?
Измените свою жизненную установку – если она не способствует успеху, измените свой имидж – и вас ждет успех!