Человек есть свой собственный проект. Ж.П. Сартр
«Как правило, можно принять, что учитель знает свой предмет и владеет соответствующим материалом, но не всегда он умеет сделать его интересным. Вот где корень зла. Если учитель распространяет вокруг себя дыхание скуки, то в такой атмосфере все захиреет. Умеет учить тот, кто учит интересно».
Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА. Палат Е.С.
Проблемная ситуация Поиск способов решения (выдвижение гипотез) Поиск способов решения (выдвижение гипотез) ПРОБЛЕМА Исследовательская, поисковая пр. деятельность Исследовательская, поисковая пр. деятельность Оформление результатов Защита проекта Прогнозирование новых проблем
Метод проектов Обучение в сотрудничестве Дискусси и Ролевые игры Мозговая атака Портфель ученика
Проектная деятельность Исследовательские Поисковые Научный метод Дискуссии, эвристические беседы Дискуссии, эвристические беседы Мозговые атаки Ролевые игры Рефлексивные
Интеллектуальные умения критического мышления Умения предметной области знания Совокупность соответствующих компетентностей Ключевые компетенции и Коммуникативные умения Поиск информации Осмысление Анализ Синтез Оценка Умения совместной деятельности Умения дискутировать принимать решения Применение
Признаки типологизации: Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная). Проекты: - практико-ориентированные, - информационные, - творческие.
Предметно-содержательная область. Проекты: - моно-проект ( в рамках одной области знания), - межпредметный проект.
Характер координации проекта: -проект с открытой координацией, -проект со скрытой (неявной) координацией. Характер контактов: - внутри школьный; - региональный; - международный.
Количество участников проекта: - индивидуальные, - парные, - групповые. Продолжительность проекта: - краткосрочные, - долгосрочные.
1. Представление проблемной ситуации: - вербально; - с помощью видеоряда; - с помощью мультимедийных средств. 2. Мозговая атака. 3. Обсуждение. 4. Выдвижение гипотез. 5. Определение типа проекта. 6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей. 7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием. 9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке). 10. Оформление результатов проектной деятельности. 11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия. 12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов. 13. Самооценка, внешняя оценка.
Для целей: сбора разнообразных фактов, данных из разных регионов; проведения экологических, социологических проектов; создания совместных творческих продуктов; организации совместных полевых работ, практических экспериментов; совместное решение актуальных проблем политики, культуры, образования; совместная разработка туристических маршрутов, пр.
Проектная деятельность На уроке Во внеурочной деятельности Общешкольный проект Телекоммуникационный проект
Тема и проблема проекта Подпроблема 1 Подпроблема 2 Подпроблема 3 Координация Научно-практическая конференция
Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений;
характер общения и взаимопомощи участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений,умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов.
Должен обладать определенными качествами: Иметь хорошие организаторские способности; Быть методически грамотным; Владеть навыками межкультурного общения; Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками; Активно сотрудничать в проектной деятельности; Обладать базисными навыками работы в сетях; Уметь работать с большими объемами информации; Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.
Поиск участников проекта; при необходимости консультирование (по просьбе участников проекта); связь с другими организациями, средствами массовой информации, специалистами, мнение или знания которых необходимы участникам проекта; сбор и распространение информации об участниках проекта; стимулирование участников к самооценке; организация защиты и внешней оценки проекта.
Организационные: 5% учебного времени исследовательская деятельность; проектная деятельность может включаться в календарно-тематическое планирование предмета и школьный компонент ОУ Содержательные: Перенос акцента с «усвоения знаний» на «формирование компетентности».
Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Принимать самостоятельные аргументированные решения. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
новый продукт деятельность самостоятельная познавательная (исследовательская) деятельность проект - совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на получение общего результата (продукта).
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
Внутри одного класса, внутри одного предмета; Внутри одного класса, в нескольких предметах; Между классами одного уровня, внутри одного или нескольких предметов; Между классами разного уровня, внутри одного или нескольких предметов; Между школами, внутри одного или нескольких предметов.
Исследовательские Познавательные Творческие Игровые Практико-ориентированные
1. Для использования этого метода учитель должен быть сам в первую очередь творческим человеком, увлеченным своим предметом, иметь хорошие организаторские способности, добрые и открытые отношения с учениками. 2. Нужно уметь работать с большим объемом методической, популярной литературы и обучать этому детей, чтобы там найти ту «изюминку», которая украсит ваш учебный проект. 3. Необходимо владеть методами исследовательской деятельности, чтобы в доступной форме донести их до учащихся. 4. Нужно работать в содружестве с другими учителями школы, использовать межпредметные связи в подготовке учебных проектов. 5. Современному учителю необходимо владеть информационно- коммуникативными технологиями и учить этому детей, так как учебный проект предусматривает презентацию своей деятельности, которую можно представить в виде электронной версии. 6. Необходимо владеть знаниями о современных педагогических технологиях, это повысит эффективность учительского труда. 7. Обязательно повышать свою квалификацию, так как педагогическая наука не стоит на месте, предлагая учителям новые формы и методы работы с учащимися. 8. Больше творчества и полета мысли, вам это понравится!
Творческих успехов в работе!