КГБОУ ДПО АКИПКРО Отдел по образованию администрации города Заринска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Бригантина» Воспитательный проект «Лицейская служба примирения» Стажерская практика г Клепикова Тамара Петровна, заместитель директора лицея, Телефон: 8 – (385 – 95) E – mail: Заринск 2014
Ситуация в школе В школе собраны дети (и взрослые) из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться большую часть своего времени.
Ситуация в школе Для большинства подростков в школе главными являются не полученные знания, а вопросы статуса, общения, коммуникации, власти и т.д. Школа мало помогает освоению детьми цивилизованных навыков коммуникации в сложных и напряженных ситуациях, культурных форм повышения авторитета.
Ситуация в школе Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт или он стал жертвой насилия. Если не урегулируются настоящие причины конфликта, если не происходит работа с чувствами участников конфликта, если участниками не осознаются негативные последствия конфликта, то конфликт остается нерешенным. И, скорее всего, возникнет вновь.
Возможные способы реагирования школы (не только взрослых) на конфликты? Административно-карательный (школа, ПДН) Направление к психологу/социальному педагогу «Стрелки» Передача в органы детского самоуправления Отсутствие реагирования - скрытые конфликты
Что общего у этих способов? Решение о способе выхода из конфликта принимают не сами участники ситуации, а кто-то другой навязывает им свое решение. Это карательная модель реагирования, при которой используют: власть и административное давление, клеймение, формальное разрешение конфликтной ситуации (взрослые), физическую силу (дети на «стрелках»), психологическое давление, манипуляцию и т.д., т.е., НАКАЗАНИЕ.
Школьные службы примирения (школьная медиация) - это одна из попыток разрешить создавшуюся ситуацию в школе
МЕДИАТОР (посредник) Это человек или группа людей, которые, являясь третьей, нейтральной, независимой стороной, не заинтересованной в данном конфликте, помогают конфликтующим сторонам разрешить данный спор.
МЕДИАТОР в равной степени поддерживает участников, организует конструктивный диалог; не судит, не защищает, не поучает и т.п.; способствует тому, чтобы обидчик возместил причиненный вред; организует примирительную встречу только при добровольном участии обеих сторон. Для этого он предварительно встречается с каждым из участников отдельно.
Медиация ровесников В школах вместе со взрослыми медиаторами становятся подростки, поскольку у них наиболее тесный контакт со сверстниками. Взрослым подростки часто не доверяют или боятся прослыть «стукачами».
ШСП в России Впервые в России программа примирения по случаю конфликта между учителем и учеником (где медиаторами были школьники) успешно прошла в школе 464 г.Москвы 16 декабря 2001 года (при содействии центра «Судебно-правовая реформа»)
Восстановительная модель реагирования в школе - -это ВСТРЕЧА конфликтующих за СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ, где они смогут с помощью медиатора: -обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций; -найти устраивающие всех решения; -понять, как избежать повторения конфликта в будущем.
Служба примирения Служба примирения в школе - это форма социально-педагогической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений учащихся, в которой определено: откуда поступает информация о конфликтах, кто и где проводит встречи, как реагирует администрация школы в случае примирения сторон, как осуществляется подготовка ведущих, как окружающие узнают про службу, какая будет документация и т.д.
С 1 сентября 2013 года начал действовать новый Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от N 273-ФЗ7, который определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д. Службы примирения работают на достижение этих результатов, но не ограничиваются ими.
При создании школьной службы примирения можно ориентироваться на ст. 27 п.2 указанного закона, определяющую, что «образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (… методические и учебно- методические подразделения,… психологические и социально- педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения)». То есть служба примирения может быть оформлена на основе локальных нормативных актов образовательной организации.
Этапы работы ведущего (медиатора) в программах по примирению Восстановительные действия Примирительная встреча Ситуация жертвы Ситуация правонарушителя Индивидуальные встречи Ведущий (медиатор) Диалог
Алгоритм организации ШСП 1.Семинар-практикум для педколлектива по конструктивному разрешению конфликтных ситуаций. Знакомство с восстановительными программами (Медиация, Круги сообществ) 2. Определение кураторов ШСП (не менее двух человек) 3. Набор учащихся в ШСП с 8 по 11 класс (до 20 человек) 4. Тренинг для кураторов и для учащихся-медиаторов по обучению навыкам проведения восстановительных программ (Медиация, Круги сообществ) и планирование деятельности ШСП
Служба примирения лицея 10 учащихся 8-10 классов, педагог-психолог, социальный педагог Служба: проводит примирительные встречи, участвует в обучении и супервизии, проводит рекламные и просветительские мероприятия Информация о конфликтах от учителей и из администрации лицея Личные обращения в службу от взрослых подростков Информация из «Почты доверия» Конфликты подростков, о которых стало известно самим ведущим Презентации перед учителями, родителями и администрацией Презентации, стенгазеты, создание высокого статуса службы среди учащихся Взаимодейств ие с педагогом- психологом и социальным педагогом Проведение тренингов Педагоги Учащиеся
Примерный перечень документации ШСП: приказ директора школы о создании Школьной службы примирения; Положение о службе; должностная инструкция куратора службы; формы обращений в ШСП, отчетов; журнал регистрации поступивших обращений по разрешению конфликтных ситуаций; кодекс сотрудничества членов ШСП; информационные листы о работе ШСП; программа сопровождения учащихся ШСП; программа занятий; план работы (на неделю).
Спасибо за внимание!