Инновационные технологии в дошкольном образовании Технология ТРИЗ-педагогики
Генрих Саулович Альтшуллер – автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) «Наступает пора разработки новых учебных программ, позволяющих осваивать новые технологии решения проблем не только людям далеким от техники, но и детям раннего возраста».
Теория Развития Творческой Личности Качества творческой личности: Достойная цель жизни (с лет); Умение строить планы и программы (с7 л); Работоспособность (с 3 лет); Техника решения задач (с 3 лет); Умение держать удар (с 3 лет); Результативность (с 3 лет).
Качества достойной цели Новизна; Общественная полезность; Конкретность; Значимость; «еретичность»; Практичность; Независимость.
Виды мышления Системное – способность воспринимать любой предмет и проблему всесторонне; Диалектическое – способность видеть противоречия и развитие всех систем во времени; Функциональное – предметы создают для удовлетворения потребностей человека; Логическое – нахождение причинно-следственных связей, умение доказывать свое мнение, свое решение. ТРИЗовское – это объединение всех видов мышления + знание объективных законов развития систем и умение пользоваться приемами решения творческих задач.
Основные методы ТРИЗ Мозговой штурм Метод фокальных объектов Метод системного оператора Морфоло гический анализ Синектика
Принципы ведения занятий по ТРИЗ Тактические; Стратегические. Но все это - не убивая детства, а наполняя детство победами и радостью!
На занятиях по ТРИЗ всегда должно быть: интересно, таинственно, доброжелательно, нравственно, понятно, лично полезно сейчас и потом, весело, эмоционально, должны разбираться жизненные ситуации, в быстром темпе, разнообразно, без повторов, с большим количеством сопоставлений и противопоставлений, с большим уважением к личности ребенка и к его самостоятельности. Не должно быть: страшилок, глупости, пошлости, грубости. Принцип комфортности обучения. Атмосфера понимания и радости общения. Мы все здесь умные! Это подхлестывает познавательный интерес.