Повторение и обобщение по теме «Виды односоставных предложений» Учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ 54» г. Оренбурга Гаврилова Тамара Николаевна
Цель: 1. Отработка навыков отличия двусоставного предложения от односоставного. 2. Закрепление навыка различия односоставных предложений. 3. Повторение словообразовательного, синтаксического разборов, словосочетания. 4. Подготовка к контрольному тестированию по названной теме
Открытия совершаются тогда, когда все думают, что этого быть не может, а один человек этого не знает. А.Эйнштейн.
К мудрости идут через большой труд. (пословица )
Словарная работа. Преклоняться перед подвигом, сделать по-новому, прекратился давным-давно, преградить путь на полуостров, вовремя спохватиться, призадуматься кое над чем, был когда-то пресмешным малышом, приемлемый вариант, среднерусский пейзаж, престижная профессия, тоненький- претоненький голосок.
Зрительный диктант. Вновь по первому снегу бреду, в сердце ландыши вспыхнувших сил, вечер синею свечкой звезду над дорогой моей засветил. (Б. Пастернак)
Вновь по первому снегу бреду, (о-л) в сердце ландыши вспыхнувших сил, (н.) вечер синею свечкой звезду над дорогой моей засветил. ( двусоставное) (Б. Пастернак)
Работа с текстом. Зимн..е утро. Хол..дно. Но свет..т яркое со..нце. Красив.. разукрасил моро.. окна. Деревья одеты в белые шубы. Смотрю на эту чудес(?)ную картину и сразу вспоминаю Пушкина: Моро.. и со..нце! День чудес(?)ный! Ещё ты дремал..шь друг пр..лес(?) ный! Пора красавица проснись!
Зимнее утро. Холодно. Но светит яркое солнце. Красиво разукрасил мороз окна. Деревья одеты в белые шубы. Смотрю на эту чудесную картину и сразу вспоминаю Пушкина: Мороз и солнце! День чудесный! Ещё ты дремалешь, друг прелестный! Пора, красавица, проснись!
Зимнее утро. Мороз и солнце! День чудесный! (назыв.) Холодно (б/л). Смотрю на эту чудесную картину и сразу вспоминаю Пушкина (о/л). Пора, красавица, проснись! (о/л).
Задание: Среди предложений 1 – 3 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения. 1)Какое же это необъятное, неисчерпаемое море – человеческая речь! 2) И литератору надо знать все глубины, надо изучать законы, правящие этой стихией. 3) Поэт, который умеет пользоваться всей энергией слова, накопленной веками, способен волновать и потрясать души простым сочетанием немногих слов.
1. Перед вами предложение: Дело не обходилось без столкновений и перестрелок. Какое слово надо опустить, чтобы это предложение превратилось в безличное? 2. Предложение: Человеку по работе воздается честь – личное или безличное? Какое слово надо изменить, чтобы превратить его в неопределенно-личное? 3. Объясните, что это за предложения и куда «девались» в них сказуемые: а) Вокруг – ни звука, ни шороха. б) Ничего удивительного. в) Давно уже за полночь. 4. Сравните три предложения: а) Надо попытаться исправить мотоцикл. б) Нет надежды исправить мотоцикл. в) Нет надежды на исправление мотоцикла. Какие в них второстепенные члены, чем они выражены?
1 вариант 2 вариант 1-В 1-В 2-Б 2-Б 3-А 3-Б 4-В 4-Г 5-В 5-В 6-Г 6-Б 7-В 7-А
К мудрости идут через большой труд. (пословица)
- Как вы думаете, хорошо ли вы потрудились, стали ли вы после сегодняшнего урока мудрее? – Нужны ли знания, полученные на этом уроке, и где они будут применяться? – Было ли трудно вам оценить себя, свои знания? – Если было трудно/ не трудно почему?
Домашнее задание: 1. Написать сочинение-миниатюру на тему « Ура! Скоро каникулы!» или «Как я готовлюсь к уроку литературы». Указать виды односоставных предложений. Подчеркнуть грамматические основы предложений. 2. Выписать из учебника литературы по 2 односоставных предложения разных видов, подчеркнуть грамматические основы предложений.
Спасибо за урок!
Использованные источники: 1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, – 272 с. 2. Роговик Т.Н. Русский язык 8 класс: сборник диктантов по орфографии и пунктуации. – М.: Экзамен, – 256 с. 3. Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, – 316 с. 4. Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 8 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. Русский язык, 8 класс.: М.: Издательство Экзамен – 121 с.