Электронные образовательные ресурсы А.В. Палкова канд. филол. наук, доцент кафедры немецкого языка Тверской государственный университет
Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Что такое электронные образовательные ресурсы?
Самые простые ЭОР – текстографические. ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту (нелинейная навигация). Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Виды ЭОР Критерий: сравнение с традиционным учебником
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация (контроль учебных достижений). 2. Интерактивность расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения. 3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории. Инновационные качества ЭОР
Электронные средства обучения Инструментальные и прикладные программы (программы, позволяющие преподавателю создавать собственные элементы автоматизированных учебных курсов) Информационные ресурсы Интернета Типология ЭОР
Презентационные Основная функция – введение нового обучающего материала. Информационно-справочные Основная функция – экспликация и семантизация вводимого материала. Тренировочные Основная функция – отработка навыков использования введенного нового материала. Контролирующие Основная функция – проверка усвоения введенного материала. Типология электронных средств обучения Структурно-функциональный критерий
1) тренировочно-закрепительные программы для обучения отдельным навыкам; 2) тьюторские программы, включающие материал и виды заданий, которым преподаватель не может уделять много времени в классе, и позволяющие индивидуализировать процесс обучения; 3) моделирующие программы, предоставляющие уникальные возможности для проведения исследований, имитации различных процессов (протяженных во времени, опасных, дорогостоящих); 4) учебные игры сходны с моделирующими программами и отличаются от них привнесением элемента соперничества. Типы обучающих программ
электронные словари, в том числе учебные; аутентичные материалы на изучаемом языке; специализированные учебные ресурсы для обучения языку; средства электронной коммуникации. Виды ЭОР для обучения языку
толковые одноязычные словари, переводные словари (двуязычные и многоязычные), терминологические словари, представленные лингвистическими словарями (синонимов, сокращений, сочетаемости и т.п.) и словарями по различным отраслям знания и человеческой деятельности (бизнес, наука, техника, медицина, образование, средства массовой информации, полиграфия и т.д.) Электронные словари
Электронные копии печатных изданий или созданные с помощью компьютера задания для последующего использования в печатном виде. Интерактивные учебные ресурсы представлены огромным количеством ресурсов для обучения языку, ориентированных на различные этапы изучения материала: презентацию, семантизацию, тренировку, контроль. Специализированные учебные ресурсы для обучения языку
Программы для изучения различных аспектов языка: фонетики, лексики, грамматики Программы, позволяющие формировать умения и навыки в различных видах речевой деятельности: чтении, письме, говорении, аудировании Программы, предназначенные для развития языковой, речевой и коммуникативной компетенции учащихся Лингвострановедческие программы Игровые программы Программы для обучения языку Критерий: методическое назначение
Средства синхронной коммуникации (чат, программы мгновенного обмена сообщений, видеоконференции) Средства асинхронной коммуникации (электронная почта, дискуссионные группы, форумы, электронные доски объявлений). Специализированные средства коммуникации (системы управления учебными курсами, виртуальные среды обучения, специализированные форумы). Средства электронной коммуникации
Наиболее распространенными видами интерактивных заданий для обучения языку являются: заполнение пропусков (в качестве пропущенных элементов могут использоваться приставки, окончания, лексические единицы, словосочетания); кроссворды (восстановление слова по количеству букв в слове, его дефиниции, синониму, антониму, контексту и др.); установление соответствий между графической формой слова (словосочетания, предложения) и иллюстрацией (графика, анимация, видео), переводом, звуковой формой; Типология компьютерных заданий для обучения языку
восстановление последовательности (слов в предложении, предложений в тексте, фрагментов текста); реконструкция текста (восстановление слов в тексте на основе графического представления количества букв в словах и знаков препинания); викторины (вопросники, тесты), включающие вопросы различных типов – с выбором ответа из множества вариантов, с альтернативным выбором ответа, с множеством правильных ответов, вопросы открытого типа; Типология компьютерных заданий для обучения языку
выполнение инструкций, предъявляемых в аудио или текстовом формате; запись собственного произношения и сравнение его с эталоном; диктанты; исключение лишнего (слова, понятия) и др. Типология компьютерных заданий для обучения языку
«Тематический список ссылок» (Hotlist), «Мультимедийная коллекция»/ «Мультимедийный альбом» (Multimedia Scrapbook): поиск информации (текстовой и мультимедийной) по определенной теме, «Поиск сокровищ» (Treasure/Scavenger Hunt): ответ на вопросы по определенной теме на основе материалов на конкретных веб- сайтах; «Коллекция примеров» (Subject Sampler): личностно- ориентированные задания; «Веб-квесты» (Webquest): проблемные задания, ролевые игры и исследовательские проекты различной степени сложности Задания с использованием ресурсов Интернета
Название учебного Интернет-ресурса HotlistMultimedia Scrapbook Treasure HuntSubject SamplerWebquest Структура- Список ссылок на текстовые Интернет-ресурсы - Список ссылок на текстовый, графические, аудио- и видео- Интернет-ресурсы - Ссылки на различные сайты по изучаемой теме - вопрос по каждому разделу - общий вопрос на целостное понимание темы - Ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет - вопрос по каждому разделу - аргументация своего собственного мнения по изучаемому дискуссионному вопросу - Ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет - вопросы по каждому разделу - аргументация своего собственного мнения по изучаемому дискуссионному вопросу - общий вопрос дискуссионного характера
обучать всем видам речевой деятельности и различным аспектам языка, развивать различные компетенции учащихся, включать разнообразные виды упражнений и формы предъявления материала, учитывать все этапы работы с учебным материалом. Рассмотренные классификации компьютерных программ для обучения языку показывают, что современные программы позволяют