ИМИДЖЕЛОГИЯ Квеско Раиса Брониславовна, доцент кафедры философии ИСГТ ТПУ Тел.:
С точки зрения семиотики (науки о знаках) символ представляет собой одну из разновидностей знака. Знаком же может быть любой чувственно воспринимаемый предмет, используемый в качестве представителя любого другого, отличного от него предмета, который называется его денотатом (значением).
По классификации, разработанной родоначальником семиотики Ч. С. Пирсом в 1867 г., знаки делятся на естественные (знаки-индексы), иконические (знаки-образы) и символические (знаки-символы).
Под знаком-индексом в семиотике понимается предмет, который, сам являясь частью целого, свидетельствует других частях этого целого, об их свойствах и отношениях между ними.
Определяющим свойством иконического знака является его изоморфизм по отношению к изображаемому. Этот изоморфизм чаще всего проявляется как совпадение знака с его значением по внешнему виду.
Наивысшая же степень обобщенности и опосредованности присуща такому виду знаков, как знаки-символы.
Символы в строгом смысле, как их определяет семиотика это такие знаки, которые не связаны с обозначаемым ни естественной связью, ни внешним сходством.
Эта связь для них имеет всегда только искусственное происхождение. Она является чисто конвенциональной, условной.
Хотя в качестве знаков-символов и могут использоваться предметы естественного происхождения, собственно знаками они становятся лишь в деятельности человека.
Причем эта деятельность является социальной, поскольку использование знаков всегда происходит в контексте общения.
В сложных видах символической деятельности бывает трудно выделить тот или иной тип знаков в чистом виде. Именно таким видом деятельности является создание имиджей.
Имидж представляет собой не единичный, отдельно стоящий знак, а знаковую структуру.
Под знаковой структурой будем понимать т устойчивую, организованную совокупность знаков, которая в свою очередь сама выступает в качестве знака и может представлять некоторый относительно устойчивый объект.
Примерами знаковых структур могут служить литературное произведение, спектакль, фильм, кукла и т.п.
Всякий имидж является знаковой структурой. Эта знаковая структура объединяет в себе предметы самой различной природы, но все они являются знаками.
Имидж является структурой содержащей знаки-символы (т.е. символической структурой). При его создании обязательно используется вербальный язык. Со словесным отражением действительности принято связывать феномен символизма.
В составе знаковых структур, включающих, помимо знаков- символов, также естественные и иконические знаки. При этой трактовке символ выступает как комплексный, обогащенный знак, обладающий свойствами всех трех описанных типов знаков и отымающийся от знаков-индексов и знаков- образов не только более сложной, опосредованной, но и более свободной связью с «означаемым», что открывает широкие возможности для создания новых значений, отсутствующих в физическом мире. Именно благодаря символам становится возможным конструирование со циальной реальности.
Именно благодаря символам становится возможным конструирование социальной реальности.
Индексы и образы в составе символической структуры, в частности имиджа, могут нести (и, как правило, несут) символическую нагрузку. Это происходит потому, что они функционируют в социальном контексте.
Имиджмейкеры обычно учитывают, что при построении имиджа необходимо использовать символы, значимые для аудитории, с сохранением их семантики. Новые символы вводятся только в случае необходимости, когда невозможно при помощи известных символов выразить значимую для имиджа информацию.
Специалисты говорят, что имидж всегда представляет собой «полуфабрикат», поскольку он задает направления для «домысливания» в соответствии с имеющимся социальным опытом целевой аудитории или воспринимающего человека, содержит в себе «ключи», т.е. символы, интерпретируемые в процессе их восприятия.
Этими свойствами имиджа обосновывают необходимость в процессе его построения применять психосемиотический подход, позволяющий учитывать возможности интерпретации того или иного знака в составе имиджа.
Что касается психосемиотической рефлексии, то это качество означает способность воспринимать порождаемые самими собой знаки как бы со стороны (рефлексия первого порядка) и глазами другого человека (рефлексия второго порядка).
Чем более развиты эти две способности, тем большего успеха достигает человек в предъявлении себя другим.
Джордж Герберт МИД George Herbert MEAD
АМЕРИКАНСКИЙ ФИЛОСОФ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРАГМАТИЗМА) СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ СОЦИОЛОГ
Книги «От жеста к мимике» «Сознание, личность, общество»
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ «Я» – РЕЗУЛЬТАТ СОЦИАЛЬНОГО ВЗИМОДЕЙСТВИЯ
МНОГООБРАЗНЫ СИНКРЕТИЧНЫ ВЗИМОСВЯЗАНЫ
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКИЕ (НАЦИОНАЛЬНЫЕ РАСОВЫЕ) ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К КЛАССУ, СЛОЮ, ГРУППЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ
ФИГУРА ВЕС МАССА ТЕЛА КОНСТИТУЦИЯ РОСТ ВНЕШНИЙ ОБЛИК
ФОРМА ЛИЦА ЛБА НОСА, ГЛАЗ, УШЕЙ РУК НОГ
ЦВЕТ ГЛАЗ, БРОВЕЙ, РЕСНИЦ ЛИЦА КОЖИ ТЕЛА ВОЛОС НОГТЕЙ ГУБ
СТРУКТУРА ВОЛОС КОЖИ
СТРОЕНИЕ РУКИ НОГ ФИГУРЫ
ЦЕННОСТНО-ЛИСТНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РЕФЛЕКСИЯ САМОРЕФЛЕКСИЯ
ЭНЕРГИЯ ТЕЛА ДВИЖЕНИЙ РЕЧИ
ТЕМПЕРАМЕНТ ХАРАКТЕР ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ МИМИКА РИТМ (БИОРИТМ)
ПОВЕДЕНИЕ ПОХОДКА ТИП И ФОРМА ЖЕСТОВ ФОРМА И ТИП МИМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ (ФИЗИОГНОМИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ)
ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВНУТРЕННЯЯ СПОСОБНОСТЬ К ИЗМЕНЕНИЯМ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД
ГАБИТАРНЫЙ от слова «HABITUS»
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МОЖЕТ ИЗМЕНЯТЬСЯ
СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ СРЕДА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ТРАНСПОРТ ОБРАЗОВАНИЕ СТАТУС
СОЦИАЛЬНЫЙ КОД МОДА ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ОБЛИК ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ
МАРГИНАЛ
МАКИЯЖ ПРИЧЕСКИ ИНТЕРЬЕР ОДЕЖДА МОДА
ОФОРМЛЕНИЕ РУК, НОГ ПЛАСТИКА ЛИЦА, ТЕЛА
ИНТЕЛЛЕКТ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СОЦИОМОРФИЗМ КРЕАТИВНОСТЬ
КУЛЬТУРА РЕЧИ КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ УМСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР ТРУДА
ЧУВСТВО ХАРАКТЕРА ПРОФЕССИИ, СПЕЦИФИКИ ПРОФЕССИИ НОРМЫ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МАНЕРА РЕЧИ ТИП ДВИЖЕНИЙ
ЧУВСТВО ДЕЛА ДЕЛОВИТОСТЬ ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ ДЕЙСТВИЕ ВНЕШНИЙ ВИД
ОБЫЧНЫЙ ТОРЖЕСТВЕННЫЙ НАРЯДНЫЙ
ЗА ВНИМАНИЕ