Функции и динамика конфликта по отношению к участникам Лекция 3
Конструктивные функции 1. Частичное или полное разрешение противоречий (65% случаев конфликтов по вертикали ); 2. Оценка индивидуально - психологических особенностей людей ( но не отношения к другим людям !): конфликт - индикатор ; 3. Улучшение отношений между участниками после конфликта ( в 10-15% случаев они становятся лучше, чем до конфликта ); 4. Ослабление психологической напряженности ( катарсис как финальное ощущение ); 5. Улучшение качества индивидуальной деятельности руководителя ( НО ! При снижении качества индивидуальной деятельности подчиненного. Не конфликтуйте с начальством !); 6. Повышение авторитета участника конфликта при отстаивании им справедливых целей независимо от исхода конфликта ; 7. Межличностные конфликты – средство социализации человека.
Деструктивные функции 1. Негативное воздействие на психическое состояние участников ( после конфликта настроение ухудшается в 31 случае из 100); 2. Частый переход к насилию ( большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликта ); 3. Рост вероятности заболеваний при частых вынужденных конфликтах ( сердечно - сосудистых, желудочно - кишечных ); 4. Формирование « образа врага »; 5. Отрицательное влияние поражения в конфликте на Я - концепцию человека.
По отношению к микро - и макросреде
Конструктивные функции 1. Конфликт – средство активизации социальной жизни группы или общества ; 2. Конфликт – индикатор нерешенных проблем ; 3. Конфликт – индикатор общественного мнения ; 4. Конфликт выполняет функцию сплочения группы ; 5. Конфликт создает напряженность, активизирующую продуктивную деятельность ( на злых воду возят ).
Деструктивные функции 1. Временное нарушение системы коммуникации ; 2. Частые конфликты ведут к снижению групповой сплоченности ; 3. Затухание конфликта без разрешения ведет к снижению качества совместной деятельности ; 4. Победа в конфликте неправого ведет к распаду коллектива.
Периоды и этапы конфликта
латентный сбалансированное эскалациясбалансир. латентный период противодействиепротивод. период инцидент R-ER E 92%46%5%20% частичная нормализация отношений
Взгляд и сопутствующие движения Трактовка Вывод Подъем головы и взгляд вверх или наклон головы с сосредоточенным выражением Подожди минуту, подумаю Контакт прервать Взгляд в одну точку, движение головой и нахмуренные брови Не понял, повтори Усиление контакта «Плавающий» взгляд, улыбка, возможно легкий наклон головы Понимаю, мне нечего добавить Сохранение контакта Взгляд в область треугольника «глаза – середина лба», ритмичное кивание головой Ясно, понял, что тебе нужно Поддержание контакта Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику Хочу подчинить себе Действовать по обстановке Взгляд в сторону Пренебрежение Уход от контакта Взгляд в пол Страх и желание уйти, спрятаться Снижение эмоциональной интенсивности общения