Учитель МОУ СОШ 1: Бойчук Елена Владимировна г.Усть-Кут,2007 г. «Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием» С.Пуассон
Методика изучения частного случая Методика дидактических задач Методика направляющего текста
Личностно-ориентированное обучение – это обучение, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Методики ориентированные на действие направлены на формирование у учащихся представлений (ориентировочной основы) при помощи различных информационных карт, технических средств. Основа данных методик не только самостоятельное планирование учащимися, проведение и контроль деятельности,но и организация ими собственного учебного процесса. Таким образом методики ориентированные на действие дают возможность адаптации предметного курса математики к требованиям личностно-ориентированного подхода в обучении. Методики ориентированные на действие
Основные цели : Трудности: Развитие творческих способностей личности через: Совершенствование навыков логического мышления Актуализацию предшествующего опыта и знаний Формирование: Качественных знаний Умения добывать информацию и планировать выполняемую работу, контролировать её. Возникают с побором задач практического характера, которые были бы интересны учащимся Большая подготовка учителя Затруднения с детьми с низкой мотивацией к обучению
Учебные и воспитательные возможности технологии Преподавание методик ориентированного действия можно начинать с 5-6 го класса, учитывая возрастные особенности учащихся проводятся уроки обобщения, систематизации и закрепления материала. Данная методика позволяет решать задачи воспитания. У учащихся формируются:мобильность,конкурентноспособность, умение работать в команде.
Системы уроков по методике дидактических задач: Класс Раздел Тема ФормаДидактический материал 5 класс «Обыкновенные дроби» «Умножение обыкновенных дробей на натуральное число» групповаяМДО 5 класс «Геометрические фигуры» «Площадь треугольника» групповаяМДО 5 класс «Десятичные дроби» «Умножение и деление десятичной дроби на 10,100,100» Работа в парах МДО 5 класс «Десятичные дроби» «Сложение и вычитание десятичных дробей» Работа в парах МДО 6 класс «Обыкновенные дроби» «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» групповаяМДО 6 класс «Рациональные числа» «Сравнение чисел» групповаяМДО
Успешность
Эффективность развития
МДО по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями» Тип урока: знакомство с новым материалом Методы проведения: метод дидактических задач Дидактические средства: Методико – дидактическое обеспечение (МДО)Цели: оперативные оперативные – обеспечить усвоение учащимися знаний сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями; учебные учебные – вывести правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями; научить определять последовательность сложения и вычитания; проанализировать выполненную работу; общепедагогические общепедагогические – развитие умения применять знания на практике, проверить сформированность мыслительных операций, проверить уровень развитости мышления.
Ход урока Информирование Планирование Принятие решения Выполнение Контроль Оценка Постановка задачи
МДО по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями» Лист Д1 Дидактическая задача Петя играл в футбол ч, а в волейбол ч. Сколько времени затратил Петя на обе игры? Какая игра заняла больше времени и на сколько? Решение задачи: ___________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ _____
Информационный лист по теме « Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями» Лист Д 2 ВЫ уже решали различные задачи, в которых приходилось выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей. ВСПОМНИ! = Чем отличаются твои примеры от данных? Чтобы сложить (вычесть) дроби с разными знаменателями, надо привести данные дроби к наименьшему общему знаменателю, а затем сложить (вычесть) полученные дроби. Пример 1. Найдем значение суммы Пример 2. Найдем значение разности
Лист – планирование Лист Д3 Вам необходимо научиться решать задачи на сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями. Спланируйте свои действия в соответствии с целями урока. Как вы действуете? _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
Лист Д4 Определите последовательность действий при сложении и вычитании обыкновенных дробей с разными знаменателями ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ___
Лист Д5 Эталон последовательности действий при сложении и вычитании обыкновенных дробей с разными знаменателями 1. Привести дроби к наименьшему общему знаменателю 2. Выполнить сложение (вычитание) обыкновенных дробей
Лист Д6 Задание 2 Выполни действия с обыкновенными дробями, опираясь на разработанную последовательность действий. Вариант _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _______________________________________________
Лист Д7 Задание 3 Проверь, правильность, исправь найденные ошибки. ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ __
Лист Д8 Проверочный лист Вариант 1 1)1 ; 2) ; 3) ; 4) ; 5).
Лист Д10 Оценочный лист Фамилия, имя, учащихся Баллы оценка Зад.1Зад.2Зад.3Зад.4Всего
Лист Д9 Таблица перевода баллов в отметку Баллы Отметка – – 4 3 Критерии оценки бал лы задание ПОЛНОЕ СООТВЕТСТВИЕ ЭТАЛОНУ ВСЕ ПРИМЕРЫ РЕШЕНЫ, ВЕРНО ЗАДАЧА РЕШЕНА ПРАВИЛЬН О НАЙДЕНА и ПРАВИЛЬНО ИСПРАВЛЕНА ОШИБКА 1 ОШИБКИ В ФОРМУЛИРОВКЕ ЭТАПОВ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ- СТИ ДЕЙСТВИЙ ДОПУЩЕНА 1 ИЛИ 2 ОШИБКИ - ОШИБКА НАЙДЕНА, НО НЕ ИСПРАВЛЕНА 0 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ОПРЕДЕЛЕНА НЕПРАВИЛЬНО ДОПУЩЕНО 3 И БОЛЕЕ ОШИБОК ЗАДАЧА РЕШЕНА НЕПРАВИЛЬ НО ОШИБКА НЕ НАЙДЕНА
Источники: 1. Газета «Математика» Издательство дома 1 Сентября