«Развитие творческих способностей на уроках математики» Шабайкина Р.К. учитель математики и информатики МБОУ «Сабаевская СОШ» Кочкуровского муниципального района
Учитель, который хочет принести пользу всем своим учащимся и тем, которые будут, и тем, которые не будут после школы пользоваться математикой, должен обучать решению задач так, чтобы это обучение на одну треть было математикой, а на две трети здравым смыслом. Д. Пойя
В современном быстро меняющемся мире переосмысливается социальный заказ школе. Содержание образования перестаёт быть информационным процессом - это новая система организации жизнедеятельности, в которой школьники учатся познавать и совершенствовать себя с помощью науки, приобщаясь к труду и искусству, духовной жизни, вершинам цивилизации. Обучение становится творчеством.
Актуальность темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности
У творчества два главных врага – страх и психологическая инерция мысли. Долг учителя – сделать процесс обучения для каждого ученика психологически комфортным. Интеллектуальное развитие личности – это фактически реализация права каждого ученика быть умным.
Задачи: Помочь ученикам освоить такие приёмы проектной технологии, которые позволят расширять учащимся полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный способ обработки; Способствовать развитию творческого потенциала учащихся; Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки; Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.
Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся – обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.
Некоторые способы развития творческого воображения школьников Начиная работать с пятиклассниками, я вижу, что детей легко можно увлечь своим предметом, если суметь представить мир чисел как нечто сказочное, загадочное, манящее. Так, например, использовать на уроках интересные примеры и задачи, используя увлекательные книги для внеклассного чтения по математике. Предлагаю своим ученикам самим находить и даже сочинять интересные задачи.
Несомненно, что творчество невозможно без умения наблюдать, примечать особенности явлений, чисел, понятий. Можно применять материалы из учебника математики Н.Я.Виленкина, А.Г.Чеснокова и др., где имеются различные увлекательные рассказы о математике и математиках. Например, как маленький Гаусс сосчитал в уме сумму чисел … ; как А.Н. Колмогоров в шестилетнем возрасте заметил, что 1 в квадрате = 1, 2 в квадрате = 1+3, 3 в квадрате = 1+3+5,…
Сочинение сказок, действующими лицами которых становятся математические объекты – также один из способов развития творческого воображения учащихся. Поэтому я предлагаю желающим придумать свою сказку. Прочитав сказки, сочиненные учениками, с удовлетворением можно отметить, что у детей развиваются умения наблюдать, сравнивать, обобщать. «Создание сказок – один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство для умственного развития…
В понимании детей учитель- это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они, слепо копируют его решение. Я начала с того, что многократно показывала детям, что учитель- обычный человек и может ошибиться. Например, я решаю сама на доске, и ученики прилежно списывают:
Пример 1 (3 х+ 7)·2- 3 = 17 (3 х+7) ·2 = 17-3 (умышленная ошибка) (3 х+7) ·2 =14 3 х+7=14:2 3 х= 7-7 х=0 Результат – внимательность и заинтересованность на уроках!
В своей практике убедилась, что творческие задания стимулируют познавательную активность даже самых слабых учащихся. Ребята, потратившие определённые усилия на творческие задания, охотно принимают участие в обсуждении этих заданий, с интересом выслушивают объяснения приёмов их решения даже в тех случаях, когда они этих приёмов сами найти не смогли. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно решённого задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, даёт мощный импульс повышению познавательной активности.
Всем известно, что тот предмет, который преподается в атмосфере дружелюбия и увлечённости, ребята любят больше всего. Первоочередной задачей урока считаю создание в классе атмосферы свободного общения, всеобщей заинтересованности. Своих учеников я называю только по именам. Учащимся разрешаю отвечать не поднимаясь с места, сидя. Создается впечатление, что идет не опрос, а обычная дружеская беседа. Одновременно экономится время и исчезает повод для лишнего шума.
Я использую следующие формы нетрадиционных уроков. Это уроки- соревнования (конкурсы, викторины, КВН и т.д.), уроки, основанные на фантазии (урок-сказка), и уроки- путешествия. Выбор типа урока зависит от изучаемой темы, особенностей класса, возраста учащихся.
Работа с учебником. В настоящее время мы наблюдаем спад интереса учеников к чтению и это отрицательно отражается и на усвоении математики учениками. На уроках математики стараюсь чаще обращать внимание учеников к учебнику. Так, например, даю самостоятельно изучить доказательство теоремы и затем спрашиваю: «Какие известные определения, теоремы, леммы использовались при доказательстве?» Очень часто ученики не могут определить с чего начинать решать задачу. Спрашиваю учеников: «А какую тему мы изучаем?» «Какие новые знания мы получили?» «Как мы их применим?»
Кроссворд. Кроссворд помогает повторить и закрепить теоретический материал. Использование таких заданий на уроке помогает привить интерес к предмету.
Задачи на готовых чертежах. Задачи на готовых чертежах позволяют увеличить темп работы на уроке, так как данные задачи находятся перед глазами на протяжении всего решения; активируют мыслительную деятельность учащихся.
Заключение Таким образом, каждый ребенок на уроках математики имеет право выступить со своей работой, защитить ее, поделиться своими находками и открытиями. Необходимость творческого саморазвития личности школьников обусловливается новыми задачами, стоящими перед образованием. Желаемый конечный результат обучения в школе – это выпускник, который имеет способности учиться (учить самого себя), совершенствоваться, саморазвиваться, имеющий цель в жизни и «инструмент» для достижения этой цели. Поэтому именно проблеме интеллектуального и творческого развития детей посвящен мой реферат. Радость творчества может явиться для учеников стимулом к дальнейшей творческой деятельности.