Учитель МОУ СОШ 1 Сорокина О.Г «Человек развивается в общении, причем, Чем с большим числом интеллектов встретится человек, тем интеллектуальней станет сам» А.Г.Ривин
Личностно- ориентированное обучение Личностно- ориентированное обучение Разноуровневое обучение Сотрудничество Технология КСО Модульное обучение Модульное обучение
Коллективный способ обучения Основные идеи : Создание учебной ситуации, при которой раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся; Осуществление взаимного сотрудничества всех участников в процессе обучения на основе взаимного уважения и доверия; Постоянное стимулирование и развитие креативных способностей и коммуникативных свойств личности; Привитие и совершенствование навыков работы с учебной и дополнительной литературой; Изучение химии на основе интегрирования знаний по основным естественно- научным дисциплинам; Практическая отработка основных теоретических знаний в процессе химических экспериментов с обсуждением и оформлением результатов; Осуществление четкой системы текущего и итогового контроля ЗУН на всех этапах обучения; Формирование навыков здорового образа жизни. Коллективным способом обучения является такая его организация,при которой обучение осуществляется путём общения в диалогических парах,когда каждый учит каждого. Урок КСО интересный,эмоциональный,привлекательный и результативный, в процессе которого раскрывается самобытность и уникальность каждого ученика.
Система уроков по технологии КСО Класс РазделТема урока Тип урока ФормаДидактический материал 7 кл. «Первоначальные химические понятия» Валентность Химические уравнения Урок-закрепление Статические пары, динамические пары Динамические пары Алгоритм Карточки-задания 8 кл. «Периодический закон и строение атома» «ТЭД» Характеристика элемента Реакции ионного обмена Изучение нового материала Повторение и обобщение Статическая пара Динамическая пара Алгоритм характеристики химического элемента Карточки-задания 9 кл. «Неметаллы» «Азот». «Si и его соединения» Изучение нового материала Вариационные пары Динамические пары Учебная литература, справочная литература Мини-тексты, карточки- задания 10 кл. VI-А группа ПСХЭ Гидролиз Соединения серы Изучение нового материала Статические пары Групповая, динамические пары Учебная литература Учебная литература, карточки-задания 11 кл. Введение в органическую химию Углеводороды Природные источники углеводородов Классификация органических соединений Изомерия алканов Природные источники углеводородов Генетическая связь углеводородов Изучение нового материала Урок-закрепление Статические пары Динамические пары Учебная литература Карточки-задания Тексты, учебная литература Карточки-задания
Перспективы: Развитие творческих способностей личности через: совершенствование навыков логического мышления актуализацию предшествующего опыта и знаний в процессе взаимного общения всех участников учебной деятельности создание ситуации успеха для каждого ученика Формирование : адекватной самооценки личности, ее возможностей и способностей прочных качественных знаний с помощью увеличения числа ассоциативных связей Воспитание ответственности не только за свои успехи, но и за результат коллективного труда Данная методика воспитывает коммуникативные качества личности, умение сотрудничать, вести диалог, а это так необходимо в современном обществе. Проблемы: Большая предварительная подготовка учителя Могут быть затруднения с детьми с низкой мотивацией к обучению
Учебные и воспитательные возможности технологии По ОМР преподавание химии можно начинать с 7 класса, учитывая возрастные особенности учащихся основной школы, по данной технологии проводятся уроки обобщения, систематизации и закрепления знаний. В старших классах –уроки изучения нового материала. Данная методика позволяет решать задачи воспитания. У учащихся формируются толерантность, желание и умение сотрудничать со своими одноклассниками во время выполнения учебной задачи. Эти умения могут стать устойчивыми свойствами личности и проявляться в разных жизненных ситуациях.
2004,2006-КСО 2005-традиционный способ обучения Результаты контрольного среза по теме «Валентность ». Результаты контрольного среза по теме «Уравнения химических реакций» Результаты опыта работы
Результат контрольного среза по темам «Углерод» и «Кремний» в разделе «Неметаллы».(9 класс «Б»,2006 г.) «Углерод»-традиционный способ обучения «Кремний»- КСО
Результаты опыта работы Результаты тестирования по теме «Природные источники углеводородов» 2004-традиционный способ обучения 2005,2006-КСО
Результаты опыта работы Результаты опроса «Соединения S(II)-КСО «Соединения S(IV)-традиционный способ обучения
Цель урока: Сформировать умения учащихся, в составлении химических формул, используя понятия о валентности химического элемента В определении валентности химического элемента по химической формуле бинарного соединения. Урок-закрепление по теме «Валентность». Ход урока I. Организация класса II. Актуализация знаний. III.Решение упражнений. Работа в диалогических парах. IV.Контроль. V.Домашнее задание..
4.Взаимообучение. 5. Самостоятельно выполнить задание. 6.Взаимопроверка. 7.Взаимооценка. III.Решение упражнений Работа в диалогических парах. 1. Проработать алгоритм. 2. Самостоятельно выполнить задание. 3. Провести взаимопроверку. 8. Итоговый контроль учителем. II I IV III Статическая пара. Динамическая пара I II IIIIV
Достоинства технологии КСО Это технология,которая учит структурировать и выделять главную мысль; После проработки темы у учащегося имеется её подробный план (или алгоритм решения); Снижается нагрузка на учащихся при подготовке домашнего задания; Результат можно получить сразу на уроке; Высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом; Увеличение времени для индивидуальной помощи учащимся.
1. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», «Народное образование»,М.,19998 г. 2. Колеченко А.К., «Энциклопедия педагогических технологий», «Каро»,С-П.,2005 г. 3. Сальникова Т,П., «Педагогические технологии», Творческий центр «Сфера»,М.,2005 г. 4. Воскобойникова Н.П.,статья «Методика Ривина»,научно- теоретический и методический журнал «Химия в школе»,4,1993 г 5. Воскобойникова Н.П., статья «Обратная методика Ривина», научно-теоретический и методический журнал «Химия в школе»,5,1993 г.