1 Тема 3. Олигополистические рынки: характеристика, виды, равновесие и стратегии конкуренции
2 Тема 3: вопросы 1.Олигополия: характеристика рынка, виды, классификация стратегий 2. Картельные соглашения 3. Олигополия доминирования 4. Конкуренция по объемам: модели дуополии 5. Ценовая конкуренция на олигополистических рынках
3 Тема 3. Вопрос 1. Олигополия : характеристика рынка, виды, классификация стратегий и моделей поведения игроков
4 1. Олигополия: определение Олигополия – условия рынка, на котором действуют несколько продавцов, реализующих идентичные товары (либо очень близкие субституты)
5 1. Олигополия: характеристика отрасли Олигополию можно представить как форму переплетения монополии и конкуренции В олигополистических отраслях конкуренция перестает быть потенциальной, она оказывает существенное воздействие на поведение игроков
6 1. Олигополия: характеристика отрасли На олигополистических рынках часто присутствуют фирмы с крупными рыночными долями. Если рыночная доля фирмы превышает 35%, фирму называют доминирующей в отрасли Ограниченное количество игроков взаимозависимость поведения отдельных продавцов; решения принимаются «с оглядкой» на поведение других игроков
7 1. Олигополия: характеристика целей отдельного игрока Стратегической целью отдельного олигополиста является максимизация общей прибыли Тактической целью может быть увеличение его рыночной доли
8 1. Олигополия: используемые стратегии Под ценовой войной понимается цикл последовательного снижения цены соперничающими фирмами Ценовая война – крайне затратное и неэффективное мероприятие В результате устанавливается цена, равная средним издержкам (равновесие Бертрана), исключающая возможность получения положительной экономической прибыли
9 1. Олигополия: виды Классификации видов (и, как следствие, моделей) олигополий многообразны (1) По типу рыночного поведения: олигополии с доминирующей фирмой и олигополии со стратегическим поведением (2) По типу стратегического взаимодействия игроков можно выделить рынки с кооперативными стратегиями поведения и некооперативными (3) По типу реализуемых продуктов можно выделить олигополии двух видов: с однородной и дифференцированной продукцией
10 1. Олигополия: виды по 1-ой классификации Олигополии с доминирующей фирмой (доминирующая фирма – «price maker»; любая другая фирма – «price taker») Олигополии со стратегическим поведением участников рынка (отрасль составляют фирмы примерно одинакового размера, с похожей структурой издержек невозможность принятия решений без учета поведения конкурентов)
11 1. Олигополия: виды по 2-ой классификации Олигополии с кооперативными стратегиями поведения: картели; дуополия сговора Олигополии с некооперативными стратегиями поведения (см. таблицу 1): По последовательности принимаемых решений (рынки с одновременно или последовательно принимаемыми решениями) По стратегической переменной (цена или объем)
12 1. Олигополия: виды по 2-ой классификации Таблица 1 Классификация моделей некооперативных стратегий поведения (по Авдашевой, Розановой) Стратегическая переменная объем продажцена Последова- тельность принятия решений одновре- менно Модель Курно Модель Бертрана последо- вательно Модель Штакельберга Модель Форхаймера