ЕСТЕСТВЕННАЯ НАУКА КАК ИНСТИТУТ МЫШЛЕНИЯ? Аркадий Липкин
естественная наука - про идеальные объекты, там есть мышление Институты для меня – это некие устойчивые формы (нормы и др.), обеспечивающие воспроизводство, в данном случае – воспроизводство научного (физического) мышления
"парадигма – сообщество" Смотря на историю физики, я вижу два аспекта, которые условно назову "социальным" и "когнитивным". Они отвечают, соответственно, воспроизводству сообществ и воспроизводству мышления, которые связанны между собой.
Социальный срез можно оттолкнуться от старого подхода Мертона, где наука как социальный институт задается специфической системой ценностей и норм поведения ("научным этосом"): универсализма, коллективизма, бескорыстности и организованного скептицизма
Сообщества а)ученых; б)преподавателей; в) студентов; г)"любителей", интересующихся наукой идеалистически (как явлением культуры); д) "прагматиков" технической направленности
Когнитивный слой "парадигма" = средства + "нормальная наука" в "парадигме" можно выделить 5 уровней, каждый из которых задает определенные нормы для последующих
1)общеестественнонаучный 1 возникает в теории падения Галилея как специфический симбиоз натурфилософии, математики и техники;
Наука и техника натурфил-я фундамент-я +матем-ка ест. наука техника ест. наука (физ)
2)общеестественнонаучный 2 возникновение двух уровней: первичных (ПИО) и вторичных (ВИО) идеальных объектов, которым соответствуют уровни оснований и конкретных теорий {Основания==> ПИО}--> ВИО
3) общеестественнонаучный 3 – переход к неявному типу определения (введенном в геометрии Д.Гилбертом) первичных идеальных объектов (ПИО) (на границе вв. в виде теоретической физики как нового типа представления физического знания)
4)дисциплинарный конкретная функциональная структура оснований для любого "раздела дисциплины" (физики, химии), в рамках которой осуществляется (3);
5) раздела (физика) конкретная содержательная реализация | Measur ing >
Появление прагматического аспекта В конце 19 в. появляется место для НТР и прикладной науки. "Атомный проект" послужил стимулом для развития науки в ранее периферийных СССР и США, но со стороны фундаментальной науки, мы имеем эффект скорее социальный, чем содержательно-когнитивный: выросли сообщества ученых, США и СССР вышли в лидеры, но научных революций сопоставимых с революциями первой четверти 20 в. не произошло.
Нормальная наука "простая" задача Ср 0 Исх. вопрос ============> решение
Нормальная наука "сложная" задача набор средств {Ср k } Ср j Исх. вопрос ============> решение
Культурные формы, средства индивид
Где же институты? Сдвиги в фундаментальной науке, задающей новые Первичные Идеальные Объекты, совершаются индивидами-теоретиками в малых группах Сдвиги в прикладной науке и современном эксперименте совершаются большими гетерогенными коллективами. Институты надо искать там