ЕСТЕСТВЕННАЯ НАУКА КАК ИНСТИТУТ МЫШЛЕНИЯ? Аркадий Липкин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социология НАУКИ. К.Маркс Э. Дюркгейм М. Вебер К. Мангейм.
Advertisements

Н АУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ И НАУЧНЫЕ ГЕПОТИЗЫ. Первая научная революция 17 в. Связана с именами: Галилея, Кеплера, Ньютона. *Галилей ( ): изучал проблему.
Структура научных революций (теория Т.Куна). «Структура научных революций» Допарадигмальный период Парадигма Нормальная наука Аномалии и научная революция.
Политология Тема1. Политика-сфера общественной жизни и наука. "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все". Перикл.
Концепции современного естествознания (КСЕ) Тема 1. Естествознание как феномен культуры Тема 1. Естествознание как феномен культуры Литература: В.П.Бондарев.
Традиции и революции в естествознании. Традиции в науке Традиция является не тормозом, а наоборот, необходимым условием быстрого накопления научных знаний.
К проблеме генезиса рефлексии в возрастной динамике Ю.Г. Юдина, доцент базовой кафедры «Педагогика развития» ИППС СФУ, канд. пед.наук В.Г. Васильев, профессор,
Структура научных революций (теория Т.Куна) Выполнила: студентка 6 курса Жукова Е.А.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Политология Тема1. Политика-сфера общественной жизни и наука. "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все". Перикл.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВУЗА КАК СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Чекмарев Василий Владимирович, проректор по научной работе Костромского государственного.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ (ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ)
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 44 Наука и экономика (сущность научно- технического прогресса; экономика, как наука; экономика науки).
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
Наука - форма духовкой деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения.
1 Северин С.Н. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАГИСТЕРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
* Наука - это особая форма познавательной деятельное направленная на выработку новых системно-организованных объективных и аргументированных знаний о.
10-11 класс.. Человек и информация Информация и общество Информатика как наука История развития Основные направления Теоретическая информатика Теории.
Лекция 1 Социология как наука План 1.Наука, науки, гуманитарное знание, социальные науки; 2.Объект и предметное поле социологии 3.Структура социологического.
Транксрипт:

ЕСТЕСТВЕННАЯ НАУКА КАК ИНСТИТУТ МЫШЛЕНИЯ? Аркадий Липкин

естественная наука - про идеальные объекты, там есть мышление Институты для меня – это некие устойчивые формы (нормы и др.), обеспечивающие воспроизводство, в данном случае – воспроизводство научного (физического) мышления

"парадигма – сообщество" Смотря на историю физики, я вижу два аспекта, которые условно назову "социальным" и "когнитивным". Они отвечают, соответственно, воспроизводству сообществ и воспроизводству мышления, которые связанны между собой.

Социальный срез можно оттолкнуться от старого подхода Мертона, где наука как социальный институт задается специфической системой ценностей и норм поведения ("научным этосом"): универсализма, коллективизма, бескорыстности и организованного скептицизма

Сообщества а)ученых; б)преподавателей; в) студентов; г)"любителей", интересующихся наукой идеалистически (как явлением культуры); д) "прагматиков" технической направленности

Когнитивный слой "парадигма" = средства + "нормальная наука" в "парадигме" можно выделить 5 уровней, каждый из которых задает определенные нормы для последующих

1)общеестественнонаучный 1 возникает в теории падения Галилея как специфический симбиоз натурфилософии, математики и техники;

Наука и техника натурфил-я фундамент-я +матем-ка ест. наука техника ест. наука (физ)

2)общеестественнонаучный 2 возникновение двух уровней: первичных (ПИО) и вторичных (ВИО) идеальных объектов, которым соответствуют уровни оснований и конкретных теорий {Основания==> ПИО}--> ВИО

3) общеестественнонаучный 3 – переход к неявному типу определения (введенном в геометрии Д.Гилбертом) первичных идеальных объектов (ПИО) (на границе вв. в виде теоретической физики как нового типа представления физического знания)

4)дисциплинарный конкретная функциональная структура оснований для любого "раздела дисциплины" (физики, химии), в рамках которой осуществляется (3);

5) раздела (физика) конкретная содержательная реализация | Measur ing >

Появление прагматического аспекта В конце 19 в. появляется место для НТР и прикладной науки. "Атомный проект" послужил стимулом для развития науки в ранее периферийных СССР и США, но со стороны фундаментальной науки, мы имеем эффект скорее социальный, чем содержательно-когнитивный: выросли сообщества ученых, США и СССР вышли в лидеры, но научных революций сопоставимых с революциями первой четверти 20 в. не произошло.

Нормальная наука "простая" задача Ср 0 Исх. вопрос ============> решение

Нормальная наука "сложная" задача набор средств {Ср k } Ср j Исх. вопрос ============> решение

Культурные формы, средства индивид

Где же институты? Сдвиги в фундаментальной науке, задающей новые Первичные Идеальные Объекты, совершаются индивидами-теоретиками в малых группах Сдвиги в прикладной науке и современном эксперименте совершаются большими гетерогенными коллективами. Институты надо искать там