Алгоритм работы над сочинением Алексеева Мария Александровна, зам.директора СУНЦ УрФУ, доцент кафедры русской литературы ИГНИ УрФУ
Типы тем 1.Тема-понятие (Тема одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова) 2. Тема союза «и» (Человек И природа, Дети И война) 3.Тема-вопрос (Чем люди живы?) 4.Тема-цитата («Печально я гляжу на наше поколенье!..») 5.«Микс» («А что такое счастие?» Тема любви в произведении «Герой нашего времени»)
Тема-понятие Определение понятия Общая логика: тема – проблема – идея (образ – концепция) Система «части речи»: Кто? Какой? Что происходит? Почему? «Своеобразие пейзажа в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Тема союза «и» Прояснение отношений (часть/целое, причина/следствие, антитеза…) Общая основа («герои произведения»?) Выбор терминов сравнения: читательское восприятие, нравственные / этические категории, авторская позиция Смысл сопоставления («разные герои»? «Отцы и дети в произведениях русской классики»
Тема-вопрос Выбор ключевого понятия Определение понятия Логограф Предъявление тезиса Подбор аргументов Точность иллюстраций Формулировка вывода «Кто он – герой нашего времени?»
Тема-цитата «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее иль пусто, иль темно…» 1. Ключевые понятия (существительные). Местоимения «переводим» в существительные. 2. Повод для антитезы 3. Ассоциативный ряд
«Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее иль пусто, иль темно…» 4. Определение ключевых понятий (явное определение) 5. Вопросы к теме (3-7, ко всем ключевым словам, разные по форме) 6. Композиция. Редакторская правка вопросов, логика.(1 … 7) 7. Ответы на вопросы – тезисы!
Работа с текстами «Карта текста» 1. Автор – заглавие – жанр – дата 2. Система персонажей 3. Тема – проблема – идея 4. Цитаты 5.*критические суждения
Работа с текстами «Цитатники» Таблицы и схемы «Параллели и сцепления» «Карты памяти» Странички «Вконтакте» Ваш вариант
Практикум Имя Лермонтова на карте России. Предсказания писателей, которые сбылись. Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути?