Производственное объединение "Маяк" играет ведущую роль в ядерно- энергетическом комплексе России. Сегодня "Маяк" реализует современные экологоприемлемые технологии, не оказывающие негативного воздействия на окружающую среду. Совместными усилиями научных коллективов и производственников на предприятии осуществляется масштабная реабилитация природной среды, разрабатываются и внедряются замкнутые технологические схемы, системы мониторинга. Производственное объединение «Маяк» выросло на базе Комбината 817 – первого в СССР предприятия по промышленному получению делящихся материалов – урана- 235 и плутония-239 – для ядерной бомбы.
Комбинат построен на Южном Урале, недалеко от старинных уральских городов Кыштыма и Касли. На южном берегу небольшого озера Иртяш было выбрано место для строительства жилого массива, а рядом, на южном берегу озера Кызыл-Таш, соорудили первый промышленный объект Комбината – урано-графитовый реактор для наработки оружейного плутония. В настоящее время город, в котором живут работники ПО «Маяк» и члены их семей, носит название Озерск 1. В состав предприятия первоначально вошли: урано-графитовый реактор; радиохимический завод по выделению плутония из облученного в реакторе урана; химико-металлургический завод по производству металлического плутония. Урано-графитовый реактор 22 июня 1948 г. реактор после серии испытаний, начавшихся 7 июня, был выведен на проектную мощность.
Тем не менее люди работали, рискуя здоровьем, а подчас и жизнью. Все работы по проектированию, испытанию и эксплуатации объектов комбината велись в условиях жесткого лимита времени. Испытания, наладка и ввод в эксплуатацию агрегатов и систем производились, что называется, «на ходу». Например, система разгрузки урановых блоков – операция, от которой зависела работа всего реактора, была проверена на стенде лишь на единичном канале.
Первая крупная авария на реакторе произошла уже в первые сутки работы реактора при выведении его на проектную мощность. 19 июня 1948 г. из-за приоткрытия одного из клапанов в технологическом канале в центре активной зоны возник дефицит охлаждающей воды. Реактор был остановлен, оставшиеся в графитовой кладке разрушенные урановые блоки извлечены. Вскоре последовала еще одна авария. Однако в связи с тем, что на ликвидацию последствий первой аварии было потрачено 40 дней, руководители работ заместитель председателя Спецкомитета при Государственном Комитете Обороны СССР Б.Л. Ванников (председателем был Л.П. Берия) и академик И.В. Курчатов решили ликвидировать аварию при работающем реакторе. Выполнение этого и последовавших аналогичных решений привело к переоблучению сменного персонала и бригады ремонтников. Ликвидация последствий аварийных ситуаций периодически приводила и к трагическому исходу.