Чему учит? Как учить? Типичные ошибки в преподавании правил дорожного движения.
Специфика методики проведения беседы (урока) по правилам дорожного движения
Ситуационная неграмотность Ситуационный метод обучения- это обучение детей ПДД посредством наглядного разбора и анализа конкретных типичных дорожных ситуаций- «ловушек», в которых ребенок может оказаться.
Основные причины возникновения ситуаций- «ловушек» Скрытый обзор Отвлечение внимания Выход на проезжую часть не глядя Неумение реально оценить ситуацию беспечность
Примеры ситуаций- «ловушек»: Пешеход выходит из-за кустов, забора, деревьев, не подозревая, что за ними скрыт проезжающий автомобиль. Пешеход спешит через дорогу к автобусу и не видит больше ничего, в том числе и приближающуюся сбоку автомашину. Дети выбегаю на проезжую часть дороги за мячом, ни на что больше не обращая внимание. Прямо на проезжей части дороги ребенок вырывается из рук родителей. Тротуар и проезжая часть вдоль домов не разделены. Ребенок, увидев на другой стороне улицы друзей, зовущих к себе, перебегает дорогу, не замечая опасности.
Чтобы обучение было эффективным: 1. Больше показывать, чем рассказывать. 2. Показывать и объяснять последовательно две «картинки»: «кажущуюся безопасность» и «видимую опасность». 3. Показывать многократно и повседневно. 4. Создавать эмоциональные переживания. 5. Обучать многоаспектно.
Минимум знаний и навыков: 1. Общая характеристика опасностей транспортной среды. 2. Предметы, мешающие увидеть опасность. 3. Факторы и предметы, отвлекающие внимание пешехода. 4. Типичные дорожные ситуации, в которые ребенок попадает, не посмотрев по сторонам. 5. Типичные ситуации, в которых ребенок может не заметить опасную для себя автомашину.
Наиболее опасные для пешехода участки на улицах и дорогах: - пешеходный переход без светофора -остановки общественного транспорта
Действия, опасные для пешехода: Со стороны водителя: - обгон или объезд водителем стоящей или движущейся автомашины -разъезд двух встречных автомашин Свои собственные действия: - движение через проезжую часть к стоящему на остановке транспорту -переход через проезжую часть к цели, привлекающей внимание пешехода
Типичные ошибки в преподавании ПДД: 1. Обходи трамвай спереди, а автобус- сзади. 2. При переходе проезжей части посмотри сначала налево, а дойдя до середины- направо». 3. Красный- стой, Желтый- приготовиться, Зеленый- иди». 4. Если не успел перейти проезжую часть, остановись на «островке безопасности» или на середине проезжей части. 5. Не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома.
Рекомендации: 1. Содержание урока сверяйте с текстом ПДД. 2. Имейте официальное издание ПДД. 3. Советуйтесь с опытными преподавателями, методистами, сотрудниками ГИБДД. 4. Ссылка на то, что книга рекомендованная в качестве учебника, а также имеет консультанта от ГИБДД, не всегда является гарантией качества ее содержания. 5. Методические разработки, изданные до 2007 года, устарели.