Цели, функции, организационная структура системы управления персоналом Основы управления персоналом Лекция 7
Вопросы темы 1. Цели и функции системы управления персоналом 1. Организационная структура системы управления персоналом (ОСУ)
1. Цели и функции системы управления персоналом Цель – конкретный конечный результат, к которому стремится организация. Цели: экономическая, научно-техническая, производственная, коммерческая, социальная.
1. Цели и функции системы управления персоналом Социальная цель – реализуется системой управления персоналом. Ее рассматривают: с позиции администрации; с позиции наемного работника
1. Цели и функции системы управления персоналом Для достижения целей организации (генеральной и целей подуровней), используется метод построения «дерева целей» - распределение генеральной цели на подуровневые цели, т.е. цели подуровней
1. Цели и функции системы управления персоналом Эффективность управления персоналом, эффективность деятельности организации в целом, зависит от того, насколько цели администрации и цели работника совпадают ( примеры ). При несовпадении целей может и должен быть достигнут компромисс путем уступок одной из сторон.
1. Цели и функции системы управления персоналом При построении дерева целей, возможно определение функций системы управления персоналом. Например, подсистема планирования и маркетинга персонала: функции – разработка кадровой политики, кадровой стратегии, анализ кадрового потенциала и т.п.
1. Цели и функции системы управления персоналом Например, подсистема найма и учета персонала: функции – организация найма, организация собеседования, учет приема, перемещений, увольнений, делопроизводственное обеспечение СУП и т.п.
1. Цели и функции системы управления персоналом Например, подсистема развития персонала: функции – обучение персонала, повышение квалификации и переподготовка, организация рационализации и изобретательства, организация работы с кадровым резервом и т.п.
1. Цели и функции системы управления персоналом Традиционно в службы управления персоналом входят: отдел кадров, отдел обучения, отдел труда и заработной платы, отдел социального развития и другие отделы социальной инфраструктуры, отдел охраны труда и техники безопасности, лаборатория социологии, отдел охраны окружающей среды, юридический отдел, отдел организации труда, производства и управления, отдел научно-технической информации, патентно-лицензионный отдел, бюро рационализации и изобретательства.
1. Цели и функции системы управления персоналом Цель отдела кадров - сохранение квалифицированных работников в условиях нестабильного производства и наем новых работников. Функции отдела кадров: обеспечивать кадрами организацию (наем, расстановка, увольнение); вести кадровое делопроизводство; анализировать текучесть кадров и дисциплину труда; учитывать движение персонала; подготавливать кадровые приказы и др.
1. Цели и функции системы управления персоналом Цель отдела обучения - обучение руководителей, специалистов, рабочих. Функции отдела обучения: организовывать обучение; изучать и обобщать опыт работы лучших работников; организовывать производственную практику студентов и учащихся; организовывать проведение аттестации;…
1. Цели и функции системы управления персоналом Цель отдела труда и заработной платы (ОТиЗ, БОТиЗ) - объективная оценка результатов деятельности каждого работника для поддержания эффективной мотивации его труда. Функции: разрабатывать штатные расписания и изменения к нему; внедрять современные системы оплаты труда; организовывать работу по аттестации рабочих мест; составлять статистическую отчетность по трудовым показателям;..
1. Цели и функции системы управления персоналом Цель отдела социального развития - осуществление прав и гарантий социальной защиты для каждого работника. Функции: разрабатывать формы социальной защиты работающих; планировать и использовать средства социального страхования; организовывать фонды материальной помощи; оформлять пенсионные дела и проводить работу с ветеранами труда; осуществлять медицинское и другие виды страхования работающих; организовывать выплаты ссуд, всех видов пособий и обеспечение санаторно-курортными путевками; социальную защиту молодежи; организовывать общественные мероприятия для работников и ветеранов организации.
1. Цели и функции системы управления персоналом Функциональная структура службы управления персоналом во многом определяется: отраслью деятельности; размерами организации; особенностями выпускаемой продукции
1. Цели и функции системы управления персоналом Состав подразделений будет меняться в зависимости от размеров организации: в крупных организациях функции каждой подсистемы выполняет отдельное подразделение; в небольших и средних организациях функции всех подсистем, сосредоточены в одном подразделении - отделе управления персоналом.
1. Цели и функции системы управления персоналом Должности работников, в чьи функции входит управление персоналом организации (по ЕТКС): заместитель директора по управлению персоналом; менеджер по персоналу; начальник отдела кадров; начальник отдела подготовки кадров; инженер по подготовке кадров; инспектор по кадрам; профконсультант; специалист по кадрам
2. Организационная структура системы управления персоналом (ОСУ) Организационная структура – логическое взаимодействие уровней управления и функциональных областей, построенных таким образом, чтобы эффективнее достигать цели, стоящие перед организацией Организационная структура СУП является основой для построения оргструктуры управления организации.
2. Организационная структура системы управления персоналом (ОСУ) Различают ОСУ: линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные (продуктовые), матричные, программно-целевые и др.
2. Организационная структура системы управления персоналом (ОСУ) Организационная структура управления персоналом должна соответствовать размеру организации и не быть более сложной, чем производственная система. Влияние размера организации на структуру управления персоналом проявляется в виде увеличения числа уровней иерархии управления кадрами.
2. Организационная структура системы управления персоналом (ОСУ) Число структурных единиц и их взаимное расположение в иерархии управления зависит от применяемой техники и технологии в организации. Важно, что ОСУ позволяла успешно проводить технико-технологическое и соответствующее кадровое обновление.
2. Организационная структура системы управления персоналом (ОСУ) Качество функционирования системы управления персоналом зависит от профессиональной подготовки ее работников, от нагрузки, приходящейся на одного специалиста. Согласно рекомендациям специалистов, эта нагрузка должна составлять не более человек на одного работника кадровой службы.
2. Организационная структура системы управления персоналом (ОСУ) Для сравнения: в США один специалист по управлению персоналом приходится на 115 работников компании; в Японии - на 38 человек.
2. Организационная структура системы управления персоналом (ОСУ) Каждое из подразделений СУП организации имеет свою организационную структуру. Например, структура ОТиЗ может включать шесть подразделений (бюро): 1) заработной платы и материального стимулирования; 2) планирования показателей производительности труда и трудоемкости производственных программ; 3) анализа и контроля трудовых показателей; 4) нормирования; 5) совершенствования организации труда; 6) организационных структур и штатных расписаний.
2. Организационная структура системы управления персоналом (ОСУ) В состав каждого бюро входят соответствующие группы: оплаты и мотивации труда рабочих; по контрактам, коллективным договорам и оплате труда служащих; производительности труда; планирования и расчета трудоемкости производственных программ; анализа и планирования трудовых показателей; контроля трудовых показателей и составления форм статистической отчетности; нормирования труда основных рабочих; нормирования труда вспомогательных рабочих; совершенствования кооперации и разделения труда; проектирования НОТ; проектирования организационных структур и расчетов нормативов численности; составления штатных расписаний.
2. Организационная структура системы управления персоналом (ОСУ) Задание: составить организационную структуру моделируемых Вами организаций, не забывая о рекомендуемой численности кадровых работников, их функциях и взаимосвязях с другими подразделениями (работниками)