Заместитель министра-руководитель департамента социальной защиты населения Низовцева Оксана Олеговна
«Государство дает ясный сигнал, что стандарты будут внедрены на практике … Профстандарты, в первую очередь, должны стать обязательными для государственных организаций и компаний с государственным участием, для бюджетных учреждений». Президент Российской Федерации В.В.Путин, декабрь 2013 года
Определение профессионального стандарта Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, это набор компетенций работника для осуществления им качественной профессиональной деятельности
Нормативные правовые акты Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Федеральный Закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. 2204, утвердившее План разработки профессиональных стандартов на годы Приказ Минтруда России от 30 ноября 2012 г. 565 «Об утверждении план- графика подготовки профессиональных стандартов в годах» Приказ Минтруда России 148 н от 12 апреля 2013 г. «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки профессиональных стандартов» Приказ Минтруда России 170 н от 29 апреля 2013 г. «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» Приказ Минтруда России 147 н от 24 мая 2013 г. «Об утверждении Макета профессионального стандарта»
Почему необходимы профессиональные стандарты? Необходимость в устранении «разрыва» между потребностями рынка труда и существующим уровнем профессионального образования Для своевременной реакции на требования изменяющегося рынка труда В рамках перехода на эффективный контракт, который конкретизирует должностные обязанности работника, условия оплаты его труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых социальных услуг
Переход на эффективный контракт В соответствии с распоряжением Правительства РФ от р 1 основой для перехода на эффективный контракт является актуализация квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений
Чему способствуют стандарты? Мировой опыт применения профессиональных стандартов, свидетельствует о значимом вкладе в развитие и функционирование, как сферы труда, так и сферы образования. В сфере труда профессиональные стандарты содействуют: - формированию и поддержанию высокого профессионального уровня специалистов, - определению и формулированию потребностей в специалистах и профессиональной подготовке; - - эффективному, обоснованному подбору кадров и проведению «внутри организации» профессионального обучения; - - проведению проверок, аттестаций и установлению квалификаций; - - развитию мобильности работников.
Структура профессионального стандарта Согласно методическим рекомендациям, утвержденным приказом Минтруда России от , профессиональный стандарт включает следующие структурные элементы: Раздел I. Общие сведения Раздел II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) Раздел III. Характеристика обобщенных трудовых функций
Структура профессионального стандарта Раздел I. Общие сведения В разделе указываются - цель профессиональной деятельности - группа занятий - вид экономической деятельности Раздел включает наименование вида профессиональной деятельности, основную цель вида профессиональной деятельности, группу занятий, отнесение к видам деятельности.
Применяемые термины Вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда Наименование вида профессиональной деятельности определяется с учетом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) и Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ).
Структура профессионального стандарта Раздел II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) Раздел содержит описание трудовых функций и соответствующий уровень квалификации
Применяемые термины обобщенная трудовая функция - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе; трудовая функция - - система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции; трудовое действие - процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача
Структура профессионального стандарта Раздел III. Характеристика обобщенных трудовых функций Содержит характеристику обобщенной трудовой функции в соответствии с разделом II, возможные наименования должностей, требования к образованию и обучению, опыту практической работы, особые условия допуска к работе
Разработка профессиональных стандартов Профессиональные стандарты разрабатываются в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», методических рекомендаций Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации за счет средств федерального бюджета на основе государственных контрактов Проект обсуждается с представителями профессиональных сообществ, работодателями и после представления в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации размещается на его официальном сайте и рассматривается Экспертным советом по профессиональным стандартам Утверждение профессиональных стандартов осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на основании положительного заключения экспертного совета
Порядок применения профессиональных стандартов В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. 23 профессиональные стандарты применяются: а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Использование работодателями Использование профессиональных стандартов позволяет: - повышать производительность, улучшать качество услуг; - снижать затраты на подбор кадров и проведение обучения ; - эффективно обновлять (повышать) знания, умения и компетенции сотрудников Профессиональные стандарты являются основой для: - конкретизации требований к работникам при выполнении ими трудовой функции с учетом специфики деятельности организаций; - необходимой частью решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки стандартов, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций); - тарификации должностей; отбора и подбора персонала, планирования карьеры; - проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.); - проведения оценки квалификации, аттестации и сертификации работников- специалистов; - важным фактором при увольнении – в случае если работник не отвечает профессиональным требованиям (для защиты интересов работника).
Использование работниками Профессиональный стандарт позволит работникам: - определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии; - более точно оценивать потребности и возможности в профессиональной подготовке; - определять и реализовать четкие и ясные пути профессионального роста; - получать рекомендации для прохождения сертификации/ аккредитации; - повышать свою мобильность. Профессиональный стандарт позволяет работнику повысить мотивацию к труду и качеству образования. Поэтому при введении профстандартов в практику необходимо опираться на активность и внутреннюю мотивацию работников и специалистов
Использование в сфере образования В сфере образования профессиональные стандарты используются при: разработке программ профессиональной подготовки, методов оценки, сертификации и аккредитации всех видов профессионального обучения, отвечающих (наиболее полно, точно) соответствующих потребностям социальной сферы; обеспечении сопряженности образовательных программ разного уровня и вида и усиления целостности всей системы профессиональной подготовки и, следовательно, построения гибкой системы, способной быстро и эффективно отвечать на изменения в сфере социального обслуживания
Динамика количества вузов, осуществляющих подготовку специалистов по социальной работе Сизикова В.В. (декан факультета социальной работы, педагогики и ювенологии РГСУ), 2013
Количество вузов, реализующих подготовку специалистов по социальной работе ВСЕГО ВУЗОВ 206 ЦФО 45 СЗФО 25 ЮФО 24 ПФО 35 УФО 16 ДФО 14 СФО 32 СКФО 15 Сизикова В.В. (декан факультета социальной работы, педагогики и ювенологии РГСУ), 2013
Высшие учебные заведения Самарской области, обучающие по направлению «Социальная работа» ГОУ ВПО «Самарский государственный университет» ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Филиал федерального ГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» Негосударственное образовательное учреждение ВПО «Медицинский институт «РЕАВИЗ» Негосударственное образовательное учреждение ВПО «Международный институт рынка» Самарский филиал «Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов» Федеральное ГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса» (Тольятти)
По профессии среднего профессионального образования «Социальный работник» Борский государственный техникум Кинель-Черкасский медицинский колледж Обшаровский государственный техникум им.В.И.Суркова Красноармейское профессиональное училище Образовательный центр с.Камышла Пестравское профессиональное училище Алексеевское профессиональное училище Самарский техникум легкой промышленности
По специальности «Социальная работа» Обшаровский государственный техникум им.В.И.Суркова Губернский техникум м.р. Кошкинский Нефтегорский государственный техникум Губернский колледж г.о.Похвистнево Большеглушицкий государственный техникум Шенталинское медицинское училище Губернский колледж г.о. Чапаевска Хворостянский государственный техникум Губернский колледж г.о.Сызрани Тольяттинский социально-педагогический колледж Самарский медико-социальный колледж Самарский металлургический колледж Самарский социально-педагогический колледж
ГБУ СО «СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «САМАРСКИЙ» Программы обучения Образовательная деятельность География образовательной деятельности учреждения Методическая работа Проведение курсов повышения квалификации и тематических семинаров Категории слушателей Учреждение оказывает образовательные услуги в соответствии с лицензией программы до 500 часов). Образовательные услуги предоставляются специалистам и руководителям учреждений социального обслуживания. Объем государственного задания в год по образовательным услугам – 320 специалистов. В учреждении действует организационно-методическое отделение - план методической работы - 8 проектов методических пособий в год. Планируется внедрение дистанционной формы обучения.
ГБУ Самарской области «Областной центр социальной помощи семье и детям» ГБУ имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности от года регистрационный номер 3429 По образовательным программам повышения квалификации от 72 до 500 часов (социальная педагогика, педагогика и психология, социальная работа, управление персоналом)
В настоящее время государственными стандартами социального обслуживания населения в Самарской области предусмотрены следующие минимальные требования качества к укомплектованности и квалификация персонала, предоставляющего социальное обслуживание (как к одному из составляющих качества оказываемых социальных услуг): квалификация персонала поддерживается учебой на курсах переподготовки, повышения квалификации или иными действенными способами не реже 1 раза в 5 лет для персонала разработаны и действуют должностные инструкции работники и специалисты аттестованы в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством в учреждении разработан и реализуется план повышения уровня профессиональной компетенции представителей учреждения, учитывающий необходимость повышения компетенции работников и специалистов
Учреждения социального обслуживания (отчет за 2013 год) Показатель Стационарные учреждения ГБУ СО ЦСО Количество сотрудников, имеющих профессиональное образование и квалификационный аттестат Количество работников, повысивших свой профессиональный уровень 677 (24,5%) 1384 (18,5%)
Утверждены профессиональные стандарты для следующих видов профессиональной деятельности Психолог в социальной сфере (Приказ Минтруда России 54 н от ) Руководитель организации социального обслуживания (Приказ Минтруда России 678 н от ) Специалист по социальной работе (Приказ Минтруда России 571 н от ) Социальный работник (Приказ Минтруда России 677 н от ) Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере (Приказ Минтруда России 681 н от ) Специалист по работе с семьей (Приказ Минтруда России 683 н от ) Специалист органа опеки и попечительства (Приказ Минтруда России 680 н от )
Обязательность применения Профессиональные стандарты вступят в силу с года Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от ФЗ «О техническом регулировании» (Федеральный закон от ФЗ), из-под его действия выведены профессиональные стандарты, что исключает обязательность их применения Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденные постановлением Правительства РФ от не содержат прямого указания на обязательность применения профессиональных стандартов в первом чтении принят законопроект «О внесении изменений в статью Трудового кодекса Российской Федерации» об обязательном применении профессиональных стандартов работодателями в государственных и муниципальных организациях
ГБУ Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г.о. Сызрань» Директор - Расходова Оксана Алексеевна ГБУ Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г.о. Похвистнево» Директор – Кумирова Тамара Григорьевна ГБУ Самарской области «Похвистневский молодежный пансионат для инвалидов (психоневрологический интернат)» Директор - Жукова Наталья Владимировна ГБУ Самарской области «Самарский пансионат для детей- инвалидов (детский дом –интернат для умственно отсталых детей)» Директор - Ковалёва Светлана Александровна ГБУ Самарской области «Социально-реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов «Самарский» Директор - Зорина Валентина Николаевна ГБУ Самарской области «Чапаевский пансионат для ветеранов труда (дом-интернат для престарелых и инвалидов)» Директор - Полежаева Вера Ивановна ГБУ Самарской области «Областной центр социальной помощи семье и детям» Директор - Кулькова Ольга Рудольфовна Департамент семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Самара Руководитель – Найденова Светлана Анатольевна Департамент по вопросам семьи и демографического развития мэрии г.о. Тольятти Руководитель – Лысова Светлана Вениаминовна Управление по вопросам семьи и демографического развития администрации г.о. Новокуйбышевск Руководитель - Шашарина Елена Борисовна Управление по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о. Сызрань Руководитель Бобрикова Татьяна Анатольевна Пилотные учреждения
Благодарю за внимание!