Симптомы невроза у детей: не хочет идти в школу часто забывает дома необходимые школьные вещи потирает лоб, голову, руки боится отвечать у доски дома прячет тетради от родителей влажные ладони дрожат руки грызёт ногти, ручку кусает губы; теребит, крутит волосы во время урока шаркает ногами под партой агрессивен портит свои и чужие вещи. Факторы, позволяющие исключить развитие школьного невроза: 1. Каждодневное внимание родителей и учителя. Важно, чтобы использовалась любая возможность похвалить ребенка. Следует поддерживать, поощрять даже самый малый успех школьника. 2. Не жалейте усилий для того, чтобы отношения между учителем и вами стали доверительными и взаимно доброжелательными. Помните: все эмоции, которые у педагога вызываете вы, так или иначе переносятся на ребенка, независимо от его поведения. 3. Совершенно недопустимо, когда ребенок тянет руку, а учитель систематически осознанно на это не реагирует. 4. Если же дело доходит до критики, отметьте, что он сделал «хуже, чем мог бы», но не прибегайте к оценкам типа «плохо», «очень плохо». В любой, даже отрицательной, оценке должно проявляться уважение и доверие к ребенку. Кроме того, смысл оценки надо обязательно разъяснить. 5. Важно всячески способствовать развитию дружбы с одноклассниками, появлению общих дел и интересов. 6. Научите ребенка сравнивать то, чему он научился, с тем, что он мог делать некоторое время назад. Храните, например, его старые тетради и вместе обсуждайте пройденный путь. Если такую привычку удастся выработать, то школьник всегда будет стремиться к новым достижениям. А способность эмоционально переживать сам факт успешно выполненной работы повышает уверенность в своих силах. 7. Ни в коем случае не надо требовать от ребенка только хороших и отличных отметок. Это ничего, кроме вреда, не принесет. Гораздо полезнее настойчиво «вести» его от успеха к успеху. Подневольный труд непродуктивен, он не может приносить радость. Надо сделать все возможное, чтобы учеба стала ребенку в радость, не пропало желание посещать школу. Подверженные страхам дети не склонны к внешнему открытому выражению чувств и переживаний - они все держат в себе, и только близкие - да и то не всегда - могут догадаться о том, что происходит в душе ребенка. К концу старшего дошкольного возраста дети перестают реагировать на излишние требования родителей, отгораживаются от них стеной равнодушия, упрямства и негативизма. Они погружаются в свой мир переживаний. Другие дети устраивают истерики по поводу недостаточного внимания к себе, становятся беспокойными, подавленными. Поначалу родители считают, что детские страхи временны, и что как только ребенок подрастет, он станет более контактным, решительным, но если не взяться за эту проблему вовремя она может только усугубиться и негативно отразиться на жизни ребенка. Родители, которые в свое время не избавились от страхов, передают свои волнения и тревоги своему ребенку. Если мама боялась темноты, собак или ездить в лифте, она старается предостеречь и ребенка, а на самом деле - передает ему все, испытанное ею в детстве. Иногда в душевных переживаниях ребенка сложно разобраться. Если какие-то моменты в его поведении вас настораживают, вы можете получить профессиональный совет нейропсихолога. Школьный невроз - это неадекватный способ реагирования ребенка на те или иные проблемы в школе. Учеными было установлено, что четверть школьников страдает депрессивными нарушениями, а некоторые уже пришли в школу из садика или дома с неврозом. Мариупольский городской Центр здоровья