Предмет: География Учитель: Смирнова Татьяна Павловна ГОУ Лицей 344 Санкт-Петербург
Деловая игра по теме «БАМ – дорога в будущее или в никуда?» Цели: повторить и закрепить знания о природе Восточных районов Сибири, о степени транспортной освоенности и заселении. Задачи: А) познавательные: познакомить с разными взглядами на проблему строительства БАМа Б) развивающие: совершенствовать умение работать с разными источниками информации, развивать монологическую речь, навыки ведения диспута. В) воспитывающие: совершенствовать культуру общения, чувство коллективной ответственности за результат, навыки работы в группе.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Формы организации познавательной деятельности: групповая. Пояснительная записка Этот урок является логическим продолжением темы «Природа и хозяйство Восточных районов России» и имеет важное мировоззренческое значение. Урок включает методы ИКТ и технологию развивающего мышления. Итогом урока является диспут. Все иллюстрации проектируются на экран. Эпиграф: «Российское могущество прирастать будет Сибирью»,- М.В. Ломоносов Эпиграф нацеливает на серьезную интеллектуальную работу. Организационный момент: учащиеся были разбиты на группы и получили опережающее задание по разным источникам информации.
Ход урока. I- Вступление Одной из негативных сторон ЭГП Восточных районов является их слабая транспортная освоенность. В то же время Восточные районы – это огромная кладовая природных богатств. Открыть доступ к этим богатствам должен БАМ, строительство которого возобновилось в 1974 году. Цель нашего урока – выявить природные ресурсы, возможности и проблемы освоения зоны БАМа, поспорить по теме урока. В ходе подготовки вами был собран материал, который помогает понять суть проблемы.
II- Выступление групп: 1- Геологи. Особенности рельефа и тектонического строения. Сейсмичность территории. Проблемы, возникшие в ходе строительства, связанные с рельефом. Вывод. 2- Климатологи. Климатический пояс, тип климата. Средние температуры Января и Июля. Амплитуда температур. Грозные явления, связанные с климатом. Вывод. 3- Гидрологи и специалисты по многолетней мерзлоте. Реки, особенности их режима в зоне БАМа. Многолетняя мерзлота и ее характер. Вывод. 4- Демографы. Численность и плотность населения в зоне БАМа. Обеспеченность трудовыми ресурсами. Миграции населения. Варианты решения проблем. 5- Экологи. Степень устойчивости ТПК зоны БАМа. III- Диспут по теме урока.
«Российское могущество прирастать будет Сибирью» М.В. Ломоносов дорога в будущее? дорога в будущее?«БАМ» в никуда? в никуда?
Рельеф восточных районов России очень сложный.
Рельеф Забайкалья
Байкальская рифтовая зона
Северо-Муйский тоннель. Его протяжённость более 15 километров
Кадарский тоннель
Полезные ископаемые зоны БАМа
Климат зоны БАМа
БАМ пересекает многочисленные реки
Мощность многолетней мерзлоты местами достигает местами 500 и более метров
Чертов мост. Характер рек, протекающих в зоне многолетней мерзлоты, учитывают при сооружении мостов
Укрепление многолетней мерзлоты
Многолетняя мерзлота – наследие ледникового периода Повреждение полотна при таянии многолетней мерзлоты
Зона БАМа слабо заселена и освоена В зоне БАМа надо строить жильё с учётом минусовых температур в градусов
овио Климат восточных районов малоблагоприятен
Плотность населения по сравнению с 1972 годом стала ещё меньше…
Зона БАМа сегодня…
Устойчивость ПТК к техногенным воздействиям
Охрана природы
Выводы Значение БАМа: 1. Дублирует Транссиб 2. Дает выход к полезным ископаемым Сибири и Дальнего Востока «Стратегия 2030 года» планирует специализацию БАМа для пропуска тяжеловозных поездов. Резко должна возрасти пропускная способность железной дороги. Перевозки должны возрасти до млн. тонн в год, что потребует строительства вторых путей БАМа. БАМ – дорога в будущее или в никуда? Ваше мнение?