Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» ФЗ-426 от г
Предмет регулирования (ст.1) Предмет регулирования - Предмет регулирования - отношения, возникающие в связи с проведением СОУТ, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Устанавливаются правовые и организационные основы проведения специальной оценки условий труда, определяются права и обязанности участников специальной оценки условий труда
Специальная оценка условий труда (ст.3) Единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Специальная оценка условий труда (ст.3) Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Права и обязанности работодателя (ст.4) Работодатель вправе : Требовать от организации, проводящей специальную оценку, (далее ОП СОУТ) обоснования результатов её проведения Проводить внеплановую специальную оценку условий труда, (далее СОУТ) Требовать от ОП СОУТ, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям. Обжаловать действия (бездействие) ОП СОУТ.
Права и обязанности работодателя (ст.4) Работодатель обязан : Обеспечить проведение СОУТ, включая представление необходимых документации и разъяснений по вопросам оценки условий труда Не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении СОУТ и влияющих на результаты ее проведения Ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения, давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте Использовать результаты СОУТ для реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников
Права и обязанности работников (ст.5) Работник вправе Работник вправе: Присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте Работник вправе Работник вправе : Обращаться к работодателю, организации, эксперту, за получением разъяснений по вопросам проведения СОУТ Работник вправе Работник вправе : Обжаловать результаты СОУТ своего рабочего места в порядке, установленном настоящим ФЗ и иными нормативными актами РФ Работник обязан: Работник обязан: Знакомиться с результатами СОУТ своего рабочего места
Применение результатов СОУТ (ст.7) Для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда Для рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем Для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте Для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
Применение результатов СОУТ (ст.7) Для осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах Для информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях Для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Организация проведения СОУТ (ст.8) Обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возлагаются на работодателя СОУТ проводится совместно работодателем и организацией соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона СОУТ проводится на всех рабочих местах работодателя с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, не реже чем один раз в пять лет
Подготовка к проведению СОУТ (ст.9) Для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия по проведению СОУТ, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения СОУТ. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Председателем комиссии является работодатель или его представитель Комиссия до начала работ утверждает перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест
Подготовка к проведению СОУТ (ст.9) Аналогичные рабочие места – те, которые: Расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), Оборудованы одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения Одни и те же профессии, должности, специальности Одинаковые трудовые функции Одинаковый режим рабочего времени Ведение однотипного технологического процесса Использование одинаковых: производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья Обеспечены одинаковыми СИЗ.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ст.10) Идентификация - Идентификация - это сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором. Осуществляется экспертом ОП СОУТ и утверждается комиссией.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ст.10) При идентификации учитываются: Производственное оборудование, материалы и сырье Случаи производственного травматизма(профессиональных заболеваний) Результаты ранее проводившихся исследований и измерений Предложения работников
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ст.10) Идентификация не проводится : которые включены в списки работ, производств, профессий, должностей и учреждений, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда на которых по результатам ранее проведенных АРМ или СОУТ были установлены вредные и опасные условия труда
Декларирование (ст.11) Осуществляется работодателем (комиссией) Декларация действительна в течение 5 лет (со дня утверждения отчета о СОУТ) Если в период действия декларации с работником произошел несчастный случай или у него выявлено профессиональное заболевание, в отношении такого рабочего места действие декларации прекращается и проводится внеплановая СОУТ По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия несчастных случаев или профзаболеваний срок действия декларации считается продленным на следующие 5 лет. По истечению этого срока нужно проводить СОУТ. Максимальный срок декларирования - 10 лет (Форма и порядок подачи декларации-Приказ Минтруда РФ 80 н от г.)
Измерения вредных (опасных) факторов (ст.12) 1. Все идентифицированные вредные и (или) опасные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. 2. Перечень идентифицированных факторов, подлежащих измерениям, формируется комиссией, исходя из: государственных нормативных требований охраны труда; характеристик технологического процесса и производственного оборудования; применяемых материалов и сырья; результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; предложений работников.
Измерения вредных (опасных) факторов (ст.12) 3. Измерения фактических значений факторов осуществляются испытательной лабораторией, экспертами и специалистами ОП СОУТ. 4. ОП СОУТ самостоятельно определяет методики измерений, количественный и персональный состав экспертов и иных работников (лаборантов, техников, инженеров и других), проводящих измерения. 5. Измерения проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя.
Измерения вредных (опасных) факторов (ст.12) 1. Все идентифицированные вредные и (или) опасные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. 2. Перечень идентифицированных факторов, подлежащих измерениям, формируется комиссией, исходя из: государственных нормативных требований охраны труда; характеристик технологического процесса и производственного оборудования; применяемых материалов и сырья; результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; предложений работников.
Измерения вредных (опасных) факторов (ст.12) 6. Результаты измерений оформляются протоколом (протоколами) в отношении каждого фактора, подвергнутого измерениям. 7. В качестве результатов измерений могут быть использованы результаты измерений, полученные аккредитованной испытательной лабораторией в ходе производственного контроля за УТ, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения СОУТ. Решение о возможности использования данных результатов при проведении СОУТ принимается комиссией по представлению эксперта. Заключение эксперта о возможности использования указанных результатов прикладывается к протоколу. 8. По результатам измерений экспертом осуществляется отнесение УТ на РМ к классам (подклассам) условий труда по степени вредности или опасности.
Классификация условий труда (ст.14) Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на 4 класса: В случае применения работниками эффективных СИЗ класс (подкласс) УТ может быть снижен. Допустимые условия труда (2 класс) Степени 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Вредные условия труда (3 класс) Оптимальные условия труда (1 класс) Опасные условия труда (4 класс)
Результаты проведения СОУТ (ст.15) ОП СОУТ составляет отчет о проведении: Сведения об ОП СОУТ Перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием идентифицированных факторов Карты СОУТ, содержащие сведения о классе (подклассе) УТ Протоколы проведения измерений Протоколы оценки эффективности СИЗ Сводная ведомость СОУТ Перечень мероприятий по улучшению УТ и ОТ работников Заключение эксперта ОП СОУТ
Проведение внеплановой СОУТ (ст.17) 1)ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; 2)получение работодателем предписания ГИТ в связи с выявленными нарушениями требований; 3) 3)изменение технологического процесса, замена производственного оборудования; 4)изменение состава применяемых материалов и (или) сырья; 5)изменение применяемых СИЗ; 6)произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или выявленное профессиональное заболевание; 7)наличие мотивированных предложений профсоюза или иного представительного органа работников. Внеплановая СОУТ проводится на соответствующих рабочих местах в течение 6 месяцев со дня наступления указанных случаев.
Информационная система учета результатов СОУТ (ст.18) ОП СОУТ Федеральная государственная информационная система учета результатов СОУТ Индивидуальный (персонифициров анный) учет в системе ОПС Минтруд России Фонд социального страхования РФ Федеральная служба по труду и занятости РФ Пенсионный фонд РФ
Требования к ОП СОУТ(ст.19) 1. Основной вид деятельности (Устав) 2. Наличие аккредитованной испытательной лаборатории (центра) 3. Наличие в штате экспертов по СОУТ 4. Присутствие в реестре
Эксперты ОП СОУТ (ст.20) Требования : 1. Высшее образование 2. Дополнительное профессиональное образование 3. Опыт работы в области оценки условий труда 4. Сертификат Эксперта
Госконтроль(надзор) за соблюдением требований ФЗ(ст.25) Роструд (за деятельностью организаций) Росаккредитация (за деятельностью лабораторий) Минтруд (за деятельностью экспертов)
Переходное положение (ст.27) Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу ФЗ «О СОУТ» в качестве организаций, оказывающих услуги по АРМ, и имеющие в своем составе испытательные лаборатории, срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 году, вправе проводить СОУТ без учета требований иметь 5 экспертов до 31 декабря 2014 года. Обязанности экспертов в таких организациях вправе исполнять лица, работающие в них по трудовому договору и допущенные в установленном законодательством о техническом регулировании порядке к работе в испытательных лабораториях по состоянию на , но не позднее сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи.
Переходное положение (ст.27) В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (за исключением случаев, требующих проведения внеплановой СОУТ). Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Переходные положения (ст.27) Постановление Правительства РФ от г. 290 «Об утверждения перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых СОУТ проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей» В отношении данных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в общем порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, до установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти особенностей проведения специальной оценки условий труда на таких рабочих местах.