Источник: АИС – многофункциональная информационно-техническая система, оборудование которой устанавливается на судах и в береговых службах в целях обеспечения безопасности мореплавания и автоматизации обмена навигационной информацией. АИС обеспечивает: - автоматическую и регулярную передачу судном другим судам и береговым службам информации, включающей сведения о судне, координаты, курс, скорость и другие данные; - автоматический прием, обработку и отображение аналогичной информации от других судов и береговых служб; - автоматическое сопровождение (прокладку движения) судов, оборудованных АИС, в целях предупреждения столкновений, а также контроля и регулирования судоходства; - автоматизированный обмен сообщениями, связанными с безопасностью мореплавания, между судами и береговыми службами.
Недостатком прибрежных систем судовых сообщений (SRS) является использование голосовой радиосвязи, что не позволяет автоматизировать обработку информации, отвлекает внимание судоводителей, увеличивает загруженность каналов радиосвязи, может создавать языковые трудности. Преодолеваются эти недостатки путем использования Автоматических Идентификационных Систем – АИС (Automatic Identification System – AIS). Суда, оборудованные аппаратурой АИС, с интервалом несколько секунд излучают на одном из специально выделенных ОВЧ радиоканалов информацию, содержащую идентификаторы судна (название, позывной, IMO-номер), координаты, курс, скорость и рейсовые данные. Эта информация принимается другими оборудованными АИС судами, и береговыми станциями СУДС. В идеале, когда все суда оснащены аппаратурой АИС, судоводители и операторы СУДС наблюдают полную картину движения судов без специфических ограничений и погрешностей, свойственных радиолокационному обнаружению и автосопровождению, при значительном увеличении радиуса действия (25 – 35 миль против 6 – 12 миль).
Принцип действия АИС УКВ режим дальней связи
Взаимодействие двух судов, оснащенных АИС
Типы мобильных станций (транспондеров) АИС: судовые станции класса А; судовые станции класса В; портативные станции, используемые лоцманами на борту судна; станции, устанавливаемые на СНО; станции, устанавливаемые на воздушных судах, участвующих в поисково-спасательных операциях. Судовые станции класса В представляют собой упрощенную аппаратуру на прогулочных, спортивных, речных судах, выходящих в прибрежные морские воды и др., не попадающих под требования Конвенции SOLAS. Судовые станции класса А полностью соответствуют международным требованиям и стандартам и устанавливаются на судах согласно требований Главы 5 Конвенции SOLAS.
рег. т
Структура судовой станции АИС класса А TDMA (Time Division Multiple Access) – метод доступа к каналу ОВЧ связи (множественный доступ с временным разделением)
Системная структура и основные компоненты АИС
Информация АИС: статическая (идентификаторы, тип, длина и ширина судна, положение антенны ГНСС, высота над уровнем киля); рейсовая (осадка, наличие опасного груза, порт назначения, план перехода, количество людей на борту); динамическая (координаты судна, признак точности и время определения координат; вектор путевой скорости, курс, статус судна; угловая скорость). Интервалы передачи динамической информации: Суда на якоре или у причала – 3 мин; Суда, движущиеся со скоростью до 14 узлов – от 6 до 10 сек; Суда со скоростью от 14 до 23 узлов, изменяющие курс или со скоростью более 23 узлов – 2 сек.
Основные режимы работы АИС: Основной - автономный (независимый) режим работы. Используется как в открытом море, так и «по умолчанию» в прибрежных районах; Назначенный (зависимый) режим работы. Используется в прибрежных районах под управлением базовых станций; Запросный режим работы. Используется в комбинации с автономным или назначенным.
Береговой сегмент АИС: цепь береговых станций АИС, включающая базовые станции, симплексные и дуплексные репитеры; сеть передачи данных АИС (AIS Network), связывающая базовые станции и береговые службы; оборудование береговых служб для отображения информации АИС и для формирования сообщений, передаваемых через базовые станции и канал связи АИС. получение береговыми службами информации о судах; двусторонний обмен береговых служб с судами информацией, связанной с безопасностью мореплавания; передача на суда поправок ДГНСС по каналу связи АИС; передача на суда информации о положении и движении судов, не оборудованных АИС и сопровождаемых РЛС в составе СУДС; контроль за положением и состоянием плавучих СНО; управление режимами работы мобильных судовых станций АИС; обеспечение резервной временной синхронизация судовых станций. Функции береговых станций АИС:
Структура совместной обработки данных АИС и радиолокационного сопровождения на центре СУДС
Графическое отображение информации АИС При крупном масштабе изображения основной символ АИС (треугольник) может автоматически заменяться контуром судна, выраженным в масштабе экрана. Типы дисплеев, отображающих информацию АИС: на индикаторе судовой РЛС или дисплеях с функциями радиолокационной про- кладки (САРП); на дисплее электронной картографической системы (ЭКС); на дисплеях интегрированных навигационных систем (INS – Integrated Navigation System) или интегрированных систем мостика (IBS - Integrated Bridge System); на специализированных дисплеях операторов СУДС, систем судовых сообщений и других береговых служб.