Сжатое предложение – письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение только основного содержания. Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы, это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации.
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
1. Куприн был не только писателем… 2. Разъясняется, почему писатель так часто менял свои профессии… 3. Участие в труде питало творчество Куприна… 4. Особенности творчества писателя Куприна… 5. Книги Куприна не стареют.
Перед выпускником «не ставится задача сохранения авторского стиля»… «Выпускник должен использовать авторские ключевые слова и сочетания».
Изучал ремесла; любознательный человек профессия оставляет отпечаток рыболовецкая артель
1. А.И.Куприн был «един и многолик». Един потому, что был замечательным писателем, многолик потому, что за свою жизнь успел перепробовать множество рабочих профессий. 2. Любопытство и любознательность писателя, желание познакомиться поближе с людьми труда заставляли писателя осваивать новые профессии.
3. Основой творчества, по мнению Куприна, является непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны. 4. А.И.Куприн оттачивал каждую фразу, записывал и сохранял меткие слова, афоризмы, художественные детали. 5. Книги А.И.Куприна не стареют.
1. Куприн был «един и многолик». 2. «Почему так часто менял он свои профессии?» а) что заставляло писателя изучать другие ремесла? б) «каждая профессия оставляет на человеке отпечаток» в) экзамен в рыболовецкой артели.
3. Разнообразный труд питал творчество Куприна. 4. Особенности творчества Куприна: а) «Темперамент не давал писателю подолгу заниматься только литературным трудом» б) «Он трудился как мастер-ювелир» в поисках меткого слова. 5. Книги Куприна не стареют.
Надо выяснить, где основная базовая информация, а где второстепенная, которую можно опустить. Необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств.
Исключение подробностей, деталей; обобщение однородных явлений; сочетание исключения и обобщения.
Отрывок из исходного текста. «Многолик потому, что были и еще Куприны: один – землемер, другой – грузчик. Третий – рыбак, а еще – ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но все это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне.
Надо определить, какие оставить, а какие убрать. Перечитаем. Выделим главное. Например: «Многолик» потому, что Куприн был землемером и грузчиком, спортсменом и певцом в хоре.
Отрывок из исходного текста. Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?
Отрывок из исходного текста. Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?
В этих риторических вопросах акцент на тяжести и опасности профессий. Воспользуемся обобщением: Что заставляло его часто менять профессии, порой очень тяжелые и опасные?
Сравните: Отрывок из исходного текста. Год проходит за годом. Писатель все дальше и дальше уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги. Годы проходят. Но не стареют книги писателя.
Сокращая текст, необходимо помнить, что предложения должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически. В противном случае получится набор отдельных предложений.