Урок русского языка в 5 классе Буквы А-О в корнях -ЛАГ- и -ЛОЖ-. Федосейкина Елена Васильевна учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Подъем-Михайловка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор: Зиганшина Рузалия Магсумовна ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «БУКВЫ О-А В КОРНЯХ –ЛАГ- - -ЛОЖ-»
Advertisements

Л…жится Сл…гаем. Буквы о-а в корнях -лаг-лож- ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ СЛОВА В СТОЛБИКАХ. УВИДЕТЬ УСЛОВИЕ НАПИСАНИЯ БУКВ А-О В КОРНЯХ. СДЕЛАТЬ ВЫВОД : ПРАВОПИСАНИЕ.
Буквы О – А в корне –ЛАГ- - - ЛОЖ- Урок русского языка в условиях реализации ФГОС.
Конспект урока Урок русского языка в 5 классе по ФГОС УМК в 2ч. / ч.2 (Т.А.Ладыженская и др.) Правописание чередующихся гласных А и О в корнях -лаг- и.
«Буквы О-А в корнях -гор--гар» Урок - сказка. Обучающие: Познакомиться с правилом написания гласных о и а в корне –гор-гар. Уметь находить и правильно.
Положить сложить предлагать разлагать Прочитайте слова. Что их объединяет? Сравните результаты. Определяем проблему урока положит сложит предложит разложит.
Урок русского языка в 5 классе в условиях внедрения ФГОС ООО по теме «Буквы О-А в корне -ЛАГ- – -ЛОЖ-» Разработала учитель русского языка и литературы.
Вы наверное устали? Ну тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали,
Когда в корне -лаг- -лож- пишется а, когда – о? предлагать слагаемое прилагать предложить сложить приложить.
Я желаю тебе сегодня добра Ты желаешь мне сегодня добра Мы желаем друг другу добра Если тебе трудно, я тебе помогу!
Буквы А-О в корнях 5 класс. При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова.
ТЕМА УРОКА: БУКВЫ О – А В КОРНЕ –ЛАГ –ЛОЖ.. Вспомните, какая буква пишется в приставках перед звонким согласным, а какая - перед глухим? Приведите свои.
Правописание корней с чередованием гласных Е - И.
Я желаю тебе сегодня добра Ты желаешь мне сегодня добра Мы желаем друг другу добра Если тебе трудно, я тебе помогу.
Формирование орфографической зоркости у младших школьников приложение.
«Закрепление изученного. Внетабличное умножение и деление».
Правописание чередующихся гласных а -о в корнях -лаг- - -лож-, -рос- - -раст-(-ращ-).
Буквы о – а в корнях -лаг- - -лож-, кас- - кос- 5 класс Иванова Елена Владимировна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5 Кореновского района Краснодарского.
{ Валентина Осеева «Хорошее» Подготовила Учитель начальных классов МБОУ г. Пскова «СОШ 17» Сагдеева Надежда Александровна.
Урок русского языка в 5-ом классе Презентацию выполнила Л.Д. Михальчик, учитель русского языка и литературы МОУ « СОШ 126» г.Барнаул, Алтайский край 2010.
Транксрипт:

Урок русского языка в 5 классе Буквы А-О в корнях -ЛАГ- и -ЛОЖ-. Федосейкина Елена Васильевна учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Подъем-Михайловка

Цель урока: Формирование представления о способе выбора написания А-О в корне –ЛАГ-, - ЛОЖ-.

Задачи урока: Определить способы выбора написания А-О в корне –ЛАГ-, -ЛОЖ-; 2. Научить умению распознавать слова с чередующимися гласными а-о в корнях - ЛАГ-, - ЛОЖ - и комментировать условия написания; 3. Формировать чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с лингвистической сказкой

Проверка домашнего задания - Когда пишется в приставке буква С ? - В каком случае пишется приставка на З? Я буду диктовать слова, а вы должны записать и объяснить правописание приставок в слове. Я буду диктовать слова, а вы должны записать и объяснить правописание приставок в слове. Бесшумный, вздыхать, справиться, исправить, разбудить, расписание, беспомощный, расположиться, списать, безбрежный, разглядеть, восклицание, рассмотреть, разжимать. Бесшумный, вздыхать, справиться, исправить, разбудить, расписание, беспомощный, расположиться, списать, безбрежный, разглядеть, восклицание, рассмотреть, разжимать.

Лингвистическая сказка За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг-, -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг-, -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев -лаг-, -лож-, того награжу по-царски. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев -лаг-, -лож-, того награжу по-царски. Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг-, -лож-. Согласная Г быстро подскочила к брату -лаг-, а ее сестрица – к брату -лож-. Да так и остались навсегда с ними. Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг-, -лож-. Согласная Г быстро подскочила к брату -лаг-, а ее сестрица – к брату -лож-. Да так и остались навсегда с ними. С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу Ж – то братец -лож-. С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу Ж – то братец -лож-. Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными Г и Ж. Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными Г и Ж.

– Как вы думаете, почему царица Грамматика путала братьев? Чем похожи эти корни? (Одинаковое лексическое значение). – Какой закономерности подчиняется правописание корней -лаг- -лож-? (написание буквы в корне зависит от следующей согласной буквы). – В сказке говорится об одной закономерности, благодаря которой различаются написания корней. Но есть и другая закономерность. Какая? (за корнем –лаг- всегда стоит суффикс -а-, после корня -лож– этого суффикса нет). – Сформулируйте правило, основываясь на эту закономерность. (В корне -лаг- - - лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс -а-; буква о пишется, если за корнем нет суффикса -а-.)

ЕСЛИ А СТОИТ ЗА КОРНЕМ, В КОРНЕ ПИШЕМ ТОЖЕ А.

стих - запоминалка стих - запоминалка МЫ, пока предполагали, В корне букву А писали, А когда предположили, Букву О употребили. МЫ, пока предполагали, В корне букву А писали, А когда предположили, Букву О употребили.

Алгоритм: Выделить корень. Выделить корень. Определить значение корня. Определить значение корня. Найти признак, определяющий выбор орфограммы. Найти признак, определяющий выбор орфограммы. Выбрать орфограмму: А или О Выбрать орфограмму: А или О

Упражнение 447 (проверка) Изменить положение, закончить изложение, уменьшить слагаемое, высказать предположение, просклонять прилагательное, произвести сложение. Составить предложение, высказать предложение.

Физкультминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.

Закрепление знаний и способов действий. 1. Выполнение упражнения «Четвертый лишний» Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните лишнее слово: Предл..гать, предл..жить, пол..жение, разл..жил; Сл..гаемое, прил..гательное, выл..жить, разл..гается.

2. Игра «Составь слово» У слова предутренний возьмите приставку, у слова поговорить возьмите приставку, у слова слагаемое – корень, у глагола решать – суффикс, а у глагола собирала позаимствуйте окончание. Получилось слово… (Предполагала)

3. Выборочный диктант Выпишете из пословиц только слова с корнями –лаг- – -лож-. Не забывайте графически обозначать условие выбора орфограммы. 1. Если сложить все ошибки умного, получится гора. 1. Если сложить все ошибки умного, получится гора. 2. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения. 2. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения. 3. Отработав, что полагается, съешь, что причитается. 3. Отработав, что полагается, съешь, что причитается. 4. Прилагай труд к справедливому делу 4. Прилагай труд к справедливому делу

4. Лексическая работа Заменить одним словом с корнем -лаг-, -лож. Объясните графически выбор гласной в корне. 1. Описать что-то, передать устно или письменно. 1. Описать что-то, передать устно или письменно.(Изложить) 2. Надеяться на кого-то. 2. Надеяться на кого-то.(Полагаться) 3. Вид письменной работы. 3. Вид письменной работы.(Изложение) 4. Часть речи. 4. Часть речи.(Прилагательное) 5. Прибавить одно к одному. 5. Прибавить одно к одному.(Сложить) 6. Математическое действие. 6. Математическое действие. (Сложение) (Сложение)

5. Математический диктант Записать вместо слов цифры: в корне О – 1, в корне А – 2. Проверь себя! 2, 1, 1, 2, 2, 1, 1, 2.

6. Самостоятельная работа -лаг--лож- Излагать, полагаться, предлагать, прилагать, возлагать. Предложение, положение, расположитьс я, изложите.

Самооценка Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки- «3» Самооценка Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки- «3»

Рефлексия учебной деятельности на уроке - От чего зависит правописание корней с чередованием? - Закончите предложения: 1. Урок помог мне … 1. Урок помог мне … 2. Для меня было сложным… 2. Для меня было сложным… 3. Мне понравилось… 3. Мне понравилось… Мне очень хочется узнать, с каким настроением вы покидаете урок. На парте перед каждым из вас - три жетона смайлика: один - с улыбающимся личиком, второй - с безразличным выражением лица, третий - с грустным. Выберите тот смайлик, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент. Мне очень хочется узнать, с каким настроением вы покидаете урок. На парте перед каждым из вас - три жетона смайлика: один - с улыбающимся личиком, второй - с безразличным выражением лица, третий - с грустным. Выберите тот смайлик, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.

Домашнее задание Базовый уровень: по учебнику: у. 450 (письменно, по заданию) Выучить правило в учебнике с. 33. Базовый уровень: по учебнику: у. 450 (письменно, по заданию) Выучить правило в учебнике с. 33. Повышенный уровень: Составить карточку для соседа на изученное правило. (10 слов с пропущенными буквами в корнях); Повышенный уровень: Составить карточку для соседа на изученное правило. (10 слов с пропущенными буквами в корнях); Высокий уровень: написать лингвистическую сказку, употребив слова с корнями -лаг-, -лож-. Высокий уровень: написать лингвистическую сказку, употребив слова с корнями -лаг-, -лож-.

Список литературы и использованных интернет-ресурсов Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/(Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.) Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Режим доступа: collection.edu.ruhttp://school- collection.edu.ru