ООП как общественный договор о качестве образования г.Московский 14 октября 2014 года
«Нет старых дорог в новых направлениях» Эпиграф :
Взгляд за ближний горизонт … В 2040 году рассказы о том, что всего лишь 20 лет назад дети сидели в классах, слушали учителей и листали учебники, станут вызывать смех. Обращаясь к нашим дням, люди будут удивляться, почему потребовалось столько времени, чтобы изменить систему образования, почему столь огромное значение придавалось оценкам на экзаменах. Правительства бросят даже думать о причастности к образованию, поскольку чиновники не могут контролировать «распределение» виртуального опыта, доступного кому угодно и где угодно. Государство полностью уйдет от контроля результатов и качества образовательных программ: это станет делом исключительно самого образовательного сообщества и потребителей
Субъекты образовательной политики (заказчики/благополучатели): Государство (федеральный и региональный уровни) народ (как симбиоз этнокультурно-исторических сообществ) народ как политическая нация различные социокультурные страты и сообщества (в т.ч. работодатели) муниципалитет (местное самоуправление) семья учащегося (воспитанника) ученик Вопрос 1. Какой из названных субъектов ключевой? Вопрос 2. Можно ли причислить к субъектам образовательной политики систему образования? педагогическую общественность? педагогический персонал школы? УС?
Заказчики / благоприобретатели В каких результатах общего образования заинтересован каждый из заказчиков? Многомерность социализации Каков механизм и степень влияния каждого из них на определение целей / содержания, на оценку результатов, на оценку результатов/качества общего образования? Главный благоприобретатель в роли аутсайдера Цель социализации – в становлении субъектности ученика как главного заказчика/ благоприобретателя социального капитала Кем, когда, как и где создается пространство социализации?
Пространство социализации и его обитатели Социум – открыт, а система – закрыта Социокультурная практика ребенка как содержание его образования Детское Я в диалоге с социумом и самим собой Общественность как критически необходимый посредник в этом диалоге Педагоги, родители и общественность как со-трудники в организации взаимодействия ребенка с социумом
Три образовательных пространства – одна образовательная программа Пространство семьи Пространство образовательной организации Пространство становящейся личности (результаты образования обретают качество именно здесь) Отсюда задача: постепенно, исподволь «овнешнивать» это пространство, делая деятельность ребенка предметом публичного рефлексивного критического диалога «Предъявление себя»
Формирование родит.-пед.-ученического экспертного сообщества Формат деятельности: ООП как проект создания условий для социализации учащихся за счет мобилизации социокультурных ресурсов среды Миссия Уклад Образовательные среды и пространства Содержание деятельности в них Ожидаемые результаты и их верификация
Задача – расширение социокультурного ресурса общего образования за счет развития «образовательного аутсорсинга» От модели «бюро услуг» к модели «делаем вместе» От понимания образовательного пространства как пространства социализации к пониманию всего пространства социализации как образовательного пространства (не ученики следует за школой, а школа – за учениками) Как следствие – необходимость и неизбежность привлечения к образовательной (социокультурной) деятельности множества «простых» членов общества Качество образования – это качество социализации Вопрос общества к самому себе: «Ну, и что же у нас тут получается?»
Немецкий вариант Характеристика ученицы 5-го класса: Юлия учится заинтересованно и прилежно. Открыта новому. Всегда сконцентрирована, внимательна и терпелива. С высокой включенностью участвует в общей образовательной деятельности, обогащая процесс обучения. Очень усердна, ищет и находит собственные пути решения, но при этом учитывает ход общей работы и уважительно относится к мнению учителя. Юлия надёжна, пунктуальна и дисциплинирована в соблюдении учебных правил. Всегда готова помочь другим, но ещё не полностью интегрировалась в классное сообщество.
Новый культурно- образовательный контекст системообразующей единицей содержания образования становится движение подростка в проблемном поле своей собственной образовательной траектории только такое содержание образования способно породить современные культурные формы межпоколенческого и межстратового общения при этом в образовательном пространстве основными носителями этих культурных форм становятся не учитель и учебник, а профессионал (эксперт) и культурный контекст.
Культура мысли и языка (родного и иных) как способа оформления и выражения своей позиции; Культура общения и коммуникации (в т.ч. отношение к асоциальным и криминальным реалиям); Культура труда (в т.ч. умственного) (организация рабочего места, управление своим временем, представление о качестве и эффективности производимого продукта – в.ч. учебно-интеллектуального, и т.д.); Культура освоения мира искусства (как особого языка выражения чувств и мыслей; степень освоенности пространства искусства; декламация, презентация собственного культурного пространства и пр.); Культура здоровья и здорового тела (физическая культура, танец, спорт)
Культура синтетических детских деятельностей (хобби, театр, газета, подготовка и проведение экскурсий, написание сценария и создание видеофильма – например, учебно-познавательного; изобретательство, конструирование и дизайн – в т.ч. собственного жилища; культурно-экологическая, природно-защитная деятельность и пр.) Культура успешности в публичной соревновательности (олимпиады, выставки, конкурсы) Культура социальной практики (волонтерство, участие в социально-политических акциях, смена социальных ролей и т.д.; социальное проектирование, социальные исследования) Культура публичного поведения в различных (типовых и экстремальных) ситуациях
Синтетическая культура обретения и развития своего «Я»: -социально-культурные пробы в максимально разнообразных видах деятельности; - развитие критического мышления; - проблематизация своего отношения к религии(ям), этическим нормам, разнообразным этническим и иным культурным и контркультурным системам, осознание полноты и направленности культурной экспансии своей личности и т.д.; - критическое осознание собственных пределов; - представление о собственном культурном пространстве и забота о его обустройстве; «Частные культуры»: культура чтения; культура устной и письменной речи; культура одежды; Культура стилистики предъявления самого себя в различных обстоятельствах (в частном общении, в публичном выступлении и т.д.).
Основная цель (миссия) общего среднего образования -способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально- культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. (Из концепции модернизации российского образования)
Благодарю за внимание!