5 класс Найдите и назовите однозначные слова. Найдите и назовите многозначные слова. Чем различаются словарные статьи однозначных и многозначных слов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: Литература как искусство слова Основополагающий вопрос: Что делает художественную речь красивой и образной?
Advertisements

Переносное значение слова: это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании какого-то.
Средства художественной выразительности Лебедева Ю.А. учитель начальных классов МОУ СОШ 56 г.Ярославль.
Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
Урок русского языка по теме: «Переносное значение слова» (5 класс, программа под ред. М.М.Разумовской)
Тема: Художественные средства в литературе Тема: Художественные средства в литературе Выполнила ученица 10 класса Алмухамбетова Ирина.
Прямое и переносное значение слова. Продолжите ответы: Все слова русского языка образуют его словарный запас или … Все слова русского языка образуют его.
Презентация к уроку (4 класс) на тему: Средства художественной выразительности речи
Изобразительно- выразительные и образные средства русского языка Килина Анна Александровна Учитель русского языка и литературы МКОУ Октябрьской СОШ 9 Богучанский.
Поэзия Что делает художественную речь красивой и образной?
СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность. Глаза, как небо,
Прямое и переносное значение слова Презентация урока русского языка в 5 классе учителя МБОУ «СОШ 170» Трофимовой Елены Александровны.
Листопад - опадение листьев у деревьев и кустарников.
Прямое и переносное значение слов Цели: уметь различать прямое и переносное значение слова; употреблять в речи слова в переносном значении.
Эпитет. Cравнение. Метафора. Олицетворение.. Эпитет - Эпитет - художественное образное определение, выраженное чаще всего прилагательным: художественное.
Рисуем словами! Средства создания выразительной речи Урок - практикум.
Эпитет – слово-прилагательное, помогающее ярко представить читателю предмет или явление, почувствовать отношение автора к нему. Звезда полей во мгле заледенелой…
Узнайте троп тест. Ель рукавом мне тропинку завесила метафора сравнение олицетворение.
Лексикология – это раздел языкознания, который изучает лексику, то есть словарный состав языка.
ТРОПЫ Урок-практикум. Эпитет Сравнение Метафора Гипербола Олицетворение Антитеза.
Транксрипт:

5 класс

Найдите и назовите однозначные слова. Найдите и назовите многозначные слова. Чем различаются словарные статьи однозначных и многозначных слов ? Сколько предложений вам пришлось бы составить со словом ГОРЬКИЙ ? Почему ?

Горькие мысли, горький кофе, горький час, горькая таблетка, горькие слёзы Подберите к слову ГОРЬКИЙ в этих словосочетаниях синонимы

СВЕЖИЙ Свежий ветер – Свежая газета – Свежий взгляд – Свежий хлеб - ЧИСТЫЙ Чистая посуда – Чистые мысли – Чистая совесть – Чистое небо –

ТУПОЙ Тупой угол – Тупой человек – Тупой взгляд – Тупая боль - ТЯЖЁЛЫЙ Тяжёлые мысли – Тяжёлый взгляд – Тяжёлая сумка – Тяжёлый характер –

5 класс

В октябре наступила поздняя осень. Главная героиня стихотворения – золотая осень. Дождливая осень не радует людей. Золотая осень – это ЭПИТЕТ!

Эпитет – это образное, необычное определение предмета, выраженное ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ : ЭПИТЕТ = СУЩ. + ПРИЛАГ. В ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ

А волны моря с печальным рёвом о камень бились. ( М. Горький ) Мороз - воевода дозором обходит владенья свои. ( А. Некрасов ) А ну - ка песню нам пропой, весёлый ветер. ( Лебедев - Кумач ) Красна девица по воду идёт. Вышел добрый молодец в чисто поле.

субботний день золотое кольцо лисий хвост длинный день день чудесный золотое сердце лисий характер

Талым снегом сосны плачут. Мальчик громко плачет. Сосны плачут – это ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ!

Олицетворение – наделение неживых предметов свойствами и качествами живых. Олицетворение = СУЩ. + ГЛАГОЛ в ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ / ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ в ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ

Забормотал спросонок гром ( Паустовский ). Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость ( Пушкин ). Поют деревья, блещут воды.

Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка. Лес, словно терем расписной. Снежная пыль столбом стоит в воздухе Сравнение – сопоставление двух предметов, явлений. Здесь часто используются слова КАК, СЛОВНО, ТОЧНО

Воздух, лёд Птица упала камнем как

В небесном бархате начали появляться звезды, яркие и чистые. Они рассыпались по небу нитью хрусталя. МЕТАФОРА – скрытое сравнение без слов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО.

1. ЭПИТЕТ А ) В саду горит костер рябины красной. 2. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Б ) За окнами давка, толпится листва 3. СРАВНЕНИЕ В ) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом … 4. МЕТАФОРА Г ) Он был благороден и прекрасен лицом, как повелитель эльфов, могуч, как воин, мудр, как колдун. 1. ЭПИТЕТ В ) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом … 2. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Б ) За окнами давка, толпится листва. 3. СРАВНЕНИЕ Г ) Он был благороден и прекрасен лицом, как повелитель эльфов, могуч, как воин, мудр, как колдун. 4. МЕТАФОРА А ) В саду горит костер рябины красной.

5 класс

1. Железный гвоздь – железная воля 2. Медвежья услуга – медвежья шкура 3. Холодный ветер – холодный взгляд 4. Чёрные мысли – чёрный костюм 5. Каменный пол – каменное сердце

1. Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком … 2. Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона … 3. Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами. 4. Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя ; то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя …

1. Облако неслось по небу, как огромный воздушный змей. 2. Чайник свистел, точно плохо настроенный радиоприёмник. 3. Словно горы, из возмущённой глубины вставали волны … 4. Река тянется серебряной нитью и сверкает. 5. В голове его молнией сверкнула мысль.

1. От вёсел к берегу кудрявый след бежал. 2. Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой. 3. По набережной северной реки Автомобилей мчатся светляки. 4. Светится высоко - высоко бахрома снегов. 5. В саду горит костер рябины красной.

1. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 кл.: учебник для ОУ : в 2- х кн. Кн. 1. – М.: Баллас, Бунеева Е. В. Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баллас, Архарова Д. И., Долинина Т. А., Чудинов А. П. Речь и культура общения / Практическая риторика : Учебное пособие для 5 класса ОУ. – Екатеринбург : ИД « Сократ », Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М.: Паритет, 2007