СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНОЙ ИГРОВОЙ СРЕДЕ В ДОУ ( ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ) Коллектив авторов МБДОУ 121 МО г. Краснодар : Афанасова Е. В., Фадеева И. А., Самохвалова В. В., Колодяжная О. А.
Роль предметной среды в развитии детей раннего и дошкольного возраста Среда для ребенка является носителем информации, определяющей его развитие ( физическое, интеллектуальное, художесвтенно - эстетическое, личностное ). Каждый вид игрушек стимулирует развитие способностей ( куклы – основа для формирования сюжетно - ролевой игры, книги с иллюстрациями – представления о животном, растительном мире, человеке, динамические и звуковые – детское экспериментирование ).
Требования ФГОС к развивающей предметно - пространственной среде ДОУ Предметно - пространственная среда группы должна быть : содержательно - насыщенной трансформируемой полифункциональной вариативной доступной безопасной
Требования к развивающей предметно - пространственной среде нерукотворность ; доступность для активного свободного использования детьми, в соответствии с желанием или потребностями ; динамичность.
Эстетика оформления групповых помещений Наличие единого стиля и соответствие обстановки помещения его назначению. Минимум декоративных элементов, не всегда уместных и имеющих отношение к детям. Предпочтительнее оформлять группу детскими работами, фотографиями детей, выставкой хороших игрушек. Правильное освещение ( особенно для занятий ) Наличие свободного пространства для передвижения по группе, комфорта и эстетики.
Зонирование групповых помещений Пространство должно давать возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. зоны для разных форм активности : Приема пищи и занятий Развития движений Сюжетных игр Игр со строительным материалом Игр с машинками Изобразительной деятельности Музыкальных занятий Чтения и рассматривания иллюстраций Игр с песком и водой Отдыха ( уголок уединения )
Динамичность предметной среды Принцип зонирования не означает, что среда остается неизменной. Зоны могут меняться, объединяться, дополняться. В группе должны быть легкие материалы и специальные предметы, позволяющие создавать новые зоны, уголки, комнаты, дома, лабиринты, пещеры ( большие легкие модули, маты, скамейки, ширмы ) Необходимо использование неоформленного материала ( картонные коробки, куски ткани разных размеров, цветов и фактур )
Обеспечение безопасности среды Предметная среда должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивать комплексную безопасность детей ( физическую и психологическую ), но не ограничивать свободу детей.
Рекомендации по подбору игрушек для разных видов деятельности Игрушки для исследовательской деятельности : Составные игрушки ( пирамидки, вкладыши, коробки форм ) Игрушки - каталки ( малыш осваивает связь собственного движения и движения предмета ) Игрушки - тренажеры, где отрабатывается навык ( шнурование, забивание, застегивание, наматывание ) Подручные материалы ( разнофактурная бумага, природные материалы, глина ) Динамические игрушки, которые отображают различные виды движения – качение, вращение, кувыркание ( кугельбаны, волчки, юлы ) Звучащие игрушки ( свистульки, барабанчики, треугольники, ксилофоны ) Наборы для песка и воды ( стаканчики, совочки, мельницы ) Игрушки с сюрпризом ( движение ребенка вызывает яркий воспринимаемый эффект ) Игрушки для предметной деятельности Игрушки для экспериментирования
Материалы для игровой деятельности Игрушки для ролевых игр : Маркеры пространства – предметы, обозначающие то или иное место действия ( прилавок магазина, кухонная плита, ширма ( кабинет врача ), куски тканей ( обозначение ландшафта )
Игрушки для ролевых игр Атрибуты роли – элементы одежды, атрибутика ( белый халат, повязка врача, колпак повара, фартук …)
Ценность игрушки, сделанной своими руками Наборы ( индустрия игрушки ); Самостоятельная деятельность под руководством взрослых ( ценность общения, совместного дела ); Эмоциональное и ценностное отношение, трудовое воспитание ( бережное и уважительное отношение к чужому труду )
Благодарим за внимание