ФРАЗЕОЛОГИЯ Урок русского языка в 6 классе Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ24» Перепелкина Юлия Олеговна
ФРАЗЕОЛОГИЯ. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
ЦЕЛЬ УРОКА: ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ФРАЗЕОЛОГИЕЙ КАК РАЗДЕЛОМ НАУКИ О ЯЗЫКЕ. НАУЧИТЬСЯ ВИДЕТЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ В РЕЧИ С ЦЕЛЬЮ ЕЁ ОБОГАЩЕНИЯ
Фразеология – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – это устойчивые сочетания слов.
1. РАССМОТРИТЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ. ЧТО НА НИХ ИЗОБРАЖЕНО? 2. В КАКОМ ЗНАЧЕНИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДАННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ?
Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор. Держать... востро (уши, ухо) Смотреть сквозь... очки (розовые, темные) С... нос (голубиный, гулькин) Делать из... слона (комара, мухи) Не в своей... (чашке, тарелке)
Держать уши востро Смотреть сквозь розовые очки С гулькин нос Делать из мухи слона Не в своей тарелке
Задание. «Кто больше?» - Выпишите из текста фразеологизмы, определите и запишите напротив каждого значение. Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...
считать ворон бить баклуши гонять лодыря палец о палец не ударял сквозь землю провалились мучили угрызения совести в одно ухо влетает, в другое вылетает от горшка два вершка вымахавши с коломенскую версту как с гуся вода все ему что об стенку горох бросать слова на ветер сидеть сложа руки всыпать по первое число задать баню снять с него стружку показать, где раки зимуют
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Объясните значение и расскажите об истории появления следующих фразеологизмов, составьте с ними предложения: 1. Объясните значение и расскажите об истории появления следующих фразеологизмов, составьте с ними предложения: Кануть в лету. Избушка на курьих ножках. Авгиевы конюшни. Уйти в объятия Морфея. Сизифов труд. Ахиллесова пята. Лебединая песня. Вавилонское столпотворение. Прокрустово ложе. Со щитом или на щите. Беречь как зеницу ока. Лезть на рожон. Выполните иллюстрацию любого фразеологизма
Подведем итоги. С какой целью в русском языке используются фразеологические единицы? Придают речи образность, яркость, выразительность. Придают речи образность, яркость, выразительность. Передают из поколения в поколение культурные ценности русского народа. Передают из поколения в поколение культурные ценности русского народа. Обогащают и украшают наш родной язык. Обогащают и украшают наш родной язык.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ