Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ Трудности взаимодействия с окружающим миром, приводящие к обеднению социального опыта, изменению способов общения с другими людьми Особенности развития личности, неточное представление о собственном Я, неадекватная самооценка- переоценка или недооценка собственных возможностей
Специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; трудности использования средств психической деятельности; замедление процесса формирования понятий
У всех групп детей с ограниченными возможностями здоровья отмечаются особенности в развитии движений. Недостатки могут распространяться как на крупную, так и на мелкую моторику. Это приводит к замедлению темпов формирования разнообразных двигательных навыков, автоматизация которых требует много времени и усилий. Сформированные навыки характеризуются непрочностью и тенденцией к быстрому распаду. Недостатки в моторной сфере часто проявляются в многообразных стереотипно повторяющихся движениях.
Особые образовательные потребности это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей ребенка
Особые образовательные потребности когнитивные составляющие – владение мыслительными операциями, возможности запечатления и сохранения воспринятой информации, объем словаря, знания и представления об окружающем мире; энергетические: умственная активность и работоспособность; эмоционально-волевые – направленность активности ребенка, познавательная мотивация, возможности сосредоточения и удержания внимания
Особые образовательные потребности не являются едиными и постоянными, проявляются в разной степени при каждом типе нарушения, разной степени его выраженности; определяют возможные условия обучения: в условиях интеграции, в условиях инклюзивного обучения, в специальной школе, дистанционно и т.д.
Учет особых образовательных потребностей Подготовка детей с ОВЗ к овладению школьной программой; Формирование познавательной мотивации и положительного отношения к учению; Замедленный темп преподнесения новых знаний; Меньший объем «порций» преподносимых знаний, а также всех инструкций и высказываний педагогов; Использование наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности в разных ее формах, включение практической деятельности);
Учет особых образовательных потребностей Максимальное ограничение посторонней по отношению к учебному процессу стимуляции; Контроль понимания детьми всего учебного материала; Учет сенсорных возможностей ребенка, использование специальных технических средств Медицинская помощь – лечебная и профилактическая
В.И.Лубовский «…где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья – в специальном учреждении или в условиях интеграции – это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни.»