Система работы с одаренными детьми в образовательном учреждении
1.1. Что такое детская одаренность? Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
1.2. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок » Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
1.3. Кого можно считать одаренным ребенком? -Способность -Талант -Одаренность -Гениальность
1.3. Кого можно считать одаренным ребенком? -Способность (индивидуальные особенности личности, помогающие успешно занимать определенным видом деятельности) -Талант (выдающие способности, высокая степень одаренности в определенной деятельности) -Одаренность (обеспечение успешности в какой-либо деятельности, не отдельной способностью, а сочетанием способности и таланта) -Гениальность (Высшая степень развития таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества)
1.4. История одаренности Платон писал о том, что "...поэт творит не от искусства и знания, а от божественного предопределения" (о божественном происхождении дара) Английский ученый Френсис Гальтон, вдохновленный трудами своего двоюродного брата Чарльза Дарвина, стал активно разрабатывать идею о том, что гениальный человек - "продукт гениального рода".
1.4. История одаренности Теория английского философа Джона Локка, согласно которой никакого дара (ни божественного, ни врожденного) вообще не существует. Эта идея нашла свое выражение в несколько странном термине "tabula rasa" (лат. "чистая доска"). Ребенок подобен "чистой доске", без всяких знаков и идей, и нет никакой, ни божественной, ни наследственной, предрасположенности к умственной или какой-либо другой деятельности. Несмотря на явную сомнительность, ощущавшуюся еще в пору своего зарождения, данная теория находит своих приверженцев и поныне.
1.4. История одаренности Аристотель: до соприкосновения с материальным миром человеческая душа – «белая бумага, без всяких знаков и идей».
1.5. Виды одаренности (по степени сформированности) Ранняя одаренность: Основатель кибернетики Н. Винер так и назвал свою автобиографическую книгу Бывший вундеркинд (он в 12 лет поступил в университет, а в 14 лет уже имел первую ученую степень). Вундеркиндом, например, считался Виктор Гюго, который в 15 лет получил почетный отзыв французской академии. Иначе как вундеркиндами не назовешь А. Грибоедова и И. Мечникова: Грибоедов 11-ти лет поступил в Московский университет, а 15-ти лет уже окончил два отделения (словесное и юридическое) философского факультета; у Мечникова любовь к природе проявилась с детских лет едва начав учиться, он писал сочинения по ботанике и читал лекции своим братьям и другим детям, очень рано овладел микроскопом, еще будучи гимназистом, стал печататься в научных журналах, в том числе иностранных. Известный руководитель научного центра в городе Дубне академик Н. Боголюбов в 12 лет окончил среднюю школу. Один из крупнейших математиков современности академик Н. Виноградов вспоминает: Писать и читать выучился в три года. Сам. Таким образом, ранний, из ряда вон выходящий подъем умственных способностей может быть предшественником подлинного таланта. Поздняя одаренность
1.5. Виды одаренности (по степени сформированности ) Общая и специальная Актуальная и потенциальная Явная и скрытая
1.5. Одаренность (по сферам деятельности) В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно-эстетической деятельности хореографическую, сценическую, литературно- поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности лидерскую и аттрактивную одаренность.
1.5. Одаренность (по видам деятельности) интеллектуальную – у ребенка повышенная любознательность, исключительная сообразительность, полное погружение в умственную деятельность и т.д.; академическую, проявляющуюся в успешном обучении отдельным учебным предметам, в выраженной избирательности интересов ребенка (очень часто в ущерб другим учебным предметам, за что «получает нагоняи» от родителей и учителей, правильно ли это?); творческую – легкость генерирования идей, способность предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления и т.д. (обратите внимание: это не художественно-эстетическая одаренность и не интеллектуальная одаренность, причем существуют различные точки зрения на взаимосвязь интеллектуальной и творческой одаренности); художественно-эстетическую: изобразительную, музыкальную, литературную, актерскую; социальную или лидерскую (наиболее поздно признанный вид одаренности и до сих пор вызывающий споры), связанную с легкостью установления контактов и высоким качеством межличностных отношений; психомоторную (т.е. спортивную) – характеризующуюся способностями человека иметь объективную информацию о своих движениях, точно контролировать свои движения и управлять ими (моторными, сенсорными и когнитивными способностями ).
1.6. Что такое одаренность? (малая модель Рензулли) Мотивация ( побудительная причина ) Интеллектуальные способности Творческость ( креативность )
1.7. Проблемы одаренных детей Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны таким образом конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.
1.7. Проблемы одаренных детей Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству проявляется рано. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями
1.8.Обучение одаренных детей Перескок через класс Создание лицеев и гимназий для одаренных Создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе
1.9. Типы образовательных структур для обучения одаренных а) систему дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь, детские сады общеразвивающего вида, Центры развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающие учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возрастов, обеспечивающие преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу; б) систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей; в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности; г) систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования (в том числе лицеи, гимназии, нетиповые образовательные учреждения высшей категории и т.п.).
1.10. Обучение детей в условиях общеобразовательной школы дифференциация и индивидуализация дистантного обучения наставник (тьютор) факультативные занятия организация исследовательской и проектной деятельности индивидуальная и групповая работа перегруппировка параллелей (профильное обучение)
1.11. Требования к учителю Позитивная Я-концепция. 2. Целеустремленность и настойчивость. 3. Зрелость. 4. Эмоциональная стабильность. 5. Доброжелательность. 6. Эмпатийность. 7. Рефлексивность. 8. Широкий кругозор. 9. Активность. 10. Гибкость ума. 11. Креативность. 12. Стрессоустойчивость. 13. Хорошее здоровье. 14. Иметь специальную подготовку для работы с одаренными детьми. 15. Уметь индивидуализировать обучение: - уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования учащихся и самостоятельно проводить психологические исследования; - уметь модифицировать учебные программы; - уметь разрабатывать индивидуальные образовательные стратегии в изучении тем; - использовать активные формы и методы обучения; - уметь организовать консультирование учащихся; - умение организовать учебное сотрудничество;
1.12. Принципы организации педагогического процесса: Принцип гуманизации – заключается в ориентации учебно-воспитательного процесса на личность ученика, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания. Ученик находится в центре образовательного процессса. Этот принцип реализуется в выборе профиля класса, преподавателя по профильной дисциплине. Свободе принятия решения продолжить образование в профильном классе или вернуться в традиционную систему обучения, в адаптации ОУ к формам обучения, характерным для Вуза. Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий учащихся: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д. Индивидуализация ОУ заключается в психолого-педагогической поддержке, разработке индивидуальных образовательных маршрутов, подборе педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания. Принцип дифференциации – это такой подход к обучению и воспитанию, который учитывает различие учеников. Для обучения ОУ применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация. Используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля. Принцип гуманитаризации – заключается в преобладании наук, связанных с изучением общества, культуры, истории народа в учебных планах. В общеобразовательный блок профильных и предпрофильных классов включены такие предметы, как «Мировая художественная культура», «Культура общения» и др. Кроме того. Этот принцип реализуется через мероприятия внеклассной работы.
Мониторинг одаренности Шкала интеллекта Станфорд-Бине. Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников (WPPSI). Тест Слоссона измерения интеллекта детей и взрослых (SIT) Колумбийская шкала умственной зрелости (CMMS) Рисуночный тест на интеллект Стандартизированные тесты достижений для дошкольников Тесты творческого мышления Торренса Определение IQ
Несуществующее животное (М.З.Друкаревич) Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием