О проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования по математике и русскому языку в форме ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЫПУСКНОГО ЭКЗАМЕНА (письменная форма) г Матвеева О.А. Зам.директора по УВР
Цель: Рассмотреть особенности подготовки педагогов и учащихся к государственной итоговой аттестации в форме Государственного выпускного экзамена (для детей СКК); Изучить методическое письмо Рособрнадзора от г о порядке организации и проведении ГВЭ.
ГВЭ ГВЭ-9 проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от (зарегистрирован Минюстом России , регистрационный 31206)
ГВЭ Экзаменационные материалы соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от г. 1089).
Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по математике
ГВЭ Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по математике При разработке экзаменационной модели соблюдалась преемственность с традиционными и новыми формами экзамена по математике для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования.
Экзаменационные материалы по математике для проведения ГВЭ-9 не имеют определенной специфики для выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования в специальных (коррекционных) образовательных организациях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по математике
Варианты экзаменационных работ, включают в себя задания как по курсу «Алгебра», так и по курсу «Геометрия».
Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по математике Экзаменационный вариант включает 10 заданий: одно задание по арифметике, одно задание по теории вероятностей, семь заданий по алгебре, одно задание по геометрии.
Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по математике На выполнение экзаменационной работы по математике даётся 3 часа 55 минут (235 минут).
Все задания, кроме одного, относятся к заданиям с развернутым ответом и требуют записи решения задачи, демонстрирующей умение выпускника математически грамотно излагать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования. При выполнении задания 4 достаточно дать краткий ответ на каждый из поставленных вопросов. Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по математике
Все задания, кроме одного, относятся к заданиям с развернутым ответом и требуют записи решения задачи. При выполнении задания 4 достаточно дать краткий ответ на каждый из поставленных вопросов. Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по математике
Задания в экзаменационном варианте расположены по нарастанию сложности. Задания 1-7 соответствуют уровню базовой математической подготовки, задания 8-10 – уровню повышенной подготовки. ( Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по математике
При выполнении экзаменационной работы Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по математике Выдаются справочные материалы, содержащие таблицу квадратов двузначных чисел, основные формулы по алгебре и геометрии. Допускается использование линейки. использование калькулятора не разрешается.
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; - проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений; - вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; - читать графики элементарных функций; У выпускников оценивается уровень сформированных умений:
- решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, их системы; - моделировать реальные ситуации на языке теории вероятностей и статистики, вычислять в простейших случаях вероятности событий; - решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей); - проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач. У выпускников оценивается уровень сформированных умений:
Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами Проверка экзаменационной работы и оценивание результатов ГВЭ-9 по математике Результаты каждого оценивания вносятся в протоколы проверки предметными комиссиями В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными (п. 48 Порядка)
Полученные результаты в первичных баллах (сумма баллов за правильно выполненные задания экзаменационной работы) РЦОИ переводит в пятибалльную систему оценивания (п. 52) Проверка экзаменационной работы и оценивание результатов ГВЭ-9 по математике
Рекомендуется следующая шкала перевода суммы первичных баллов за выполненные задания ГВЭ-9 по математике в пятибалльную систему оценивания: Отметка по пятибалльной системе оценивания «2»«3»«4»«5» Первичный балл 0–34–6 7–89–10
Результаты государственной итоговой аттестации признаются удовлетворительными в случае, если выпускник при сдаче государственного выпускного экзамена по математике получил отметку не ниже удовлетворительной («три»). Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по математике
Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по русскому языку
Обучающемуся предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием (Выбор экзаменационной работы в день экзамена).
Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по русскому языку Организатор знакомит участников экзамена как с содержанием комплекта тем экзаменационного сочинения, так и с экзаменационным материалом для проведения изложения (указывается тема изложения и зачитывается творческое задание).
Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по русскому языку При организации и проведении экзамена потребуются разные помещения для участников экзамена, выбравших форму сочинения, и тех, кто будет писать изложение с творческим заданием.
Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по русскому языку На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа 55 минут (235 минут). Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями ОУ - ППЭ. Пользование личными орфографическими словарями участниками ГВЭ-9 запрещено.
Экзаменационное сочинение В экзаменационный комплект тем сочинений включаются четыре темы разной проблематики. Все темы раскрываются в жанре сочинения- рассуждения.
Три первые темы являются свободными, они предполагают написание сочинения по философской или этико-нравственной проблематике. При написании сочинения- рассуждения на одну из этих тем экзаменуемые могут приводить аргументы с опорой как на содержание художественных произведений, так и на жизненный опыт обучающегося Экзаменационное сочинение
Четвертая тема связана с анализом художественных произведений, изученных в рамках курса «Литература». В случае выбора четвертой темы аргументы приводятся с опорой на содержание художественных произведений. Темы сочинений, связанные с поэзией, должны раскрываться на примере не менее двух стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1-2 произведений Экзаменационное сочинение
Четвертая тема связана с анализом художественных произведений, изученных в рамках курса «Литература». В случае выбора четвертой темы аргументы приводятся с опорой на содержание художественных произведений. Экзаменационное сочинение
Образцы экзаменационных материалов для проведения государственного выпускного экзамена Образец комплекта тем сочинений «Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскании этого идеала» (Ф.М. Достоевский). «Критическое отношение к себе – вот что делает человека по-настоящему умным» (В.М. Шукшин). Размышление о человеческом счастье и различиях в его понимании. Какие нравственные вопросы ставит М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени»?
Изложение с творческим заданием содержит текст, творческое задание, комментарий к нему. Текст для сжатого изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Примерный объем текста для изложения – 250–380 слов.
Изложение с творческим заданием Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на комментарий к поставленной проблеме и аргументацию собственной позиции.
Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. (выпускники проявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию) Изложение с творческим заданием
Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске (или распечатано для каждого участника экзамена). При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения. Изложение с творческим заданием
Текст изложения читается организатором в аудитории дважды. В качестве организатора проведения экзамена привлекается специалист (например – учитель начальных классов), владеющий методикой проведения экзамена в форме изложения. Изложение с творческим заданием
При проверке сжатого изложения оценивается сформированность следующих умений: - адекватно воспринимать информацию прослушанного текста; - точно и лаконично излагать содержание текста, выделять его главную мысль; - использовать разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка при передаче содержания прослушанного текста; - оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка. Оценка экзаменационной работы
При проверке сочинения и творческого задания к тексту изложения оценивается уровень сформированности следующих умений: - подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное высказывание; -выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения; Оценка экзаменационной работы
При проверке сочинения и творческого задания к тексту изложения оценивается уровень сформированности следующих умений: - выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения; - осуществлять выбор языковых средств в соответствии с заданием; - оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка. Оценка экзаменационной работы
Рекомендуется следующая шкала перевода суммы первичных баллов за выполненные задания ГВЭ-9 по русскому языку в пятибалльную систему оценивания: Отметка по пятибалльной системе оценивания«2»«3»«4»«5» Первичный балл 0– 56–11 12–1516–17
Проверка экзаменационной работы и оценивание результатов ГВЭ-9 по русскому языку
Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. Результаты каждого оценивания вносятся в протоколы проверки предметными комиссиями
Проверка экзаменационной работы и оценивание результатов ГВЭ-9 по русскому языку В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу обучающегося. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными (п. 48 Порядка);
Проверка экзаменационной работы и оценивание результатов ГВЭ-9 по русскому языку Сочинение на литературную тему оценивается по следующим критериям: Критерии оценки содержания сочинения на литературную тему (таблица 1) – 7 первичных баллов; Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (таблица 6) – 10 первичных баллов.
Проверка экзаменационной работы и оценивание результатов ГВЭ-9 по русскому языку Сочинение на свободную тему оценивается путем сложения баллов: Критерии оценки содержания сочинения на свободную тему – 7 первичных баллов; Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого – 10 первичных баллов. Максимальный первичный балл за написание сочинения составляет 17 баллов.
Проверка экзаменационной работы и оценивание результатов ГВЭ-9 по русскому языку Изложение с творческим заданием оценивается по следующим критериям: Критерии оценки сжатого изложения – 2 первичных балла; Критерии оценки выполнения творческого задания к изложению – 3 первичных балла; Критерии оценки смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения– 2 первичных балла;
Проверка экзаменационной работы и оценивание результатов ГВЭ-9 по русскому языку Изложение с творческим заданием оценивается по следующим критериям: Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого – 10 первичных баллов Максимальный первичный балл за написание сжатого изложения и творческого задания (сочинения) составляет 17 баллов.
Проверка экзаменационной работы и оценивание результатов ГВЭ-9 по русскому языку Полученные результаты в первичных баллах (сумма баллов за правильно выполненные задания экзаменационной работы) РЦОИ переводит в пятибалльную систему оценивания (п. 52 Порядка); Отметка по пятибалльной системе оценивания «2»«3»«4»«5» Первичный балл 0– 56–11 12–1516–17