«Найди пару» таскатьпрокачуськормитьготовлюсьездить тащитготовитьсямрачныйосмотретькормлю извещатьосматриватьблестетьезжумрак вестьпрокатилсяблистать
Проверка пары слов с чередованием Таскать - тащит Прокачусь - прокатился Кормить - кормлю Готовлюсь - готовиться Ездить - езжу Мрачный - мрак Осмотреть - осматривать Извещать - весть Блестеть - блистать
Чем отличаются слова? волочить Влачить горожанин Гражданин город Град золотой Златой берег Брег
«Чередование полногласных и неполногласных сочетаний» Из истории языка: Старославянский язык со временем распался на три группы: восточно-славянский, южно-славянский и западно-славянский языки. Эти языки родственные, но есть и различия: у южных славян говорят глава (неполногласие), у восточных – голова (полногласие). Восточные славяне под действием закона открытого слога для благозвучия после каждой согласной добавили гласную букву, все слоги в словах стали открытыми.
Модель фрейма «Исторические изменения в языке» Старославянский язык (здравие) Восточно- славянский (здоровье) Южно- славянский (здравие) Западно- славянский (здро́вие)
Слова по происхождению Заимствованные (старославянизмы) Здравие ДревоГлава Плен Исконно русские Здоровье ДеревоГолова Полон Назовите слова с полногласием
Слова по происхождению Заимствованные (старославянизмы) Здравие ДревоГлава Плен Исконно русские Здоровье ДеревоГолова Полон Составьте модель фрейма «Полногласие - неполногласие»
Обозначьте морфемы в словах и выделите чередующиеся сочетания звуков: Сторона – страна сторож – страж заголовок – заглавие питать молоком – млекопитающее привередливый – вредный поворот – возврат бережливый – небрежный Различаются ли эти слова по значению и употреблению?
Какие из орфограмм можно объяснить чередованием полногласных и неполногласных сочетаний? Замените вышедшие из употребления исконно русские слова заимствованиями из старославянского языка, привычными для употребления: веремя веред ворог хоробрый солодкий сором
Вставьте пропущенные буквы: Охл_ждать, х_л_дильник, г_р_да, огр_ждать, гр_жданин, зд_р_вье, др_весина, поздр_вление, заг_р_дить, др_гоценный, д_р_гой, огл_вление Сформулируйте правило правописания гласных а, о, е в данных словах
Придумайте и запишите предложения с данными фразеологическими оборотами кладезь мудрости, глас вопиющего в пустыне, на страже границ, прохладительный напиток, драгоценный дар, врата в рай, кратчайший путь. Подберите к этим словам соответствия с полногласием.
Найдите соответствия Я Лилу слушал у клавира Ее прелестный томный глас Волшебной грустью нежит нас… И я сказал певице милой: «Волшебный голос твой унылый» («Слово милой») Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво… («Медный всадник»)
Найдите соответствия На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн… Поутру над её брегами Теснился кучами народ. («Медный всадник») У Лукоморья дуб зеленый Златая цепь на дубе том… («Руслан и Людмила») Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Отгадайте загадку Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка. Назовите слова с полногласными сочетаниями в корне, подберите к ним соответствия с неполногласием.
Домашнее задание (на выбор) 1.Карточки-задания 2. Придумать историю о сказочной стране, используя слова с полногласием или неполногласием.
Подведем итоги урока «Старославянский язык» Отчего, обжигая горло, Разбирая часами подряд Сочетания «оло»и «оро» - «Вран» и «ворон», «молод» и «млад»? «Человек некий име два сына…» Я прислушиваюсь к словам. Открывается в них Россия, Легендарная быль славян… Сто-ро-на. Го-ло-са. До-ро-га. Я усвоил твёрдо азы: С давних лет к открытости слога Тяготел славянский язык! Сергей Крыжановский: Закончите фразы: «Я понял, что…» «Было трудно…» «Было интересно…» «У меня получилось…» «Мне захотелось…»