Диагностика коллектива и личности ребенка как основа планирования воспитательной работы. Воспитательные и социально – воспитательные технологии.
Диагностика, которую может осуществлять классный руководитель в работе с классом, - это педагогическое изучение учащихся класса, получение данных об условиях их жизни, особенностях развития, обучения и воспитания. Педагогическая диагностика, направленная на изучение процесса обучения и воспитания, имеет целью отслеживать результаты воспитания и корректировать его, она важна не сама по себе, а как обратная связь в педагогической системе, для более оптимальной организации педагогического процесса.
Наука выделяет следующие ее функции: контрольно- корректировочную, прогностическую, воспитывающую. Первая, как ясно уже из сказанного ранее, состоит в получении данных и корректировке процесса воспитания; вторая означает предсказание изменений в развитии учащихся в будущем; третья состоит в том, что в процессе диагностирования и в связи с ним учитель имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников. Дело в том, что многие данные диагностики сообщаются ученикам и обсуждаются с ними, и на их анализе строится воспитательная работа.
Итак, педагогическая диагностика имеет предметом три области: 1. результаты обучения в виде оценки знаний, академические достижения учащихся; 2. результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; 3. результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности.
Содержание диагностики класса можно свести к следующему: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, общие познавательные способности и особые (внимание, память, воображение, мышление), эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера личности, направленность личности, интересы, отношения, ценности, Я-концепция.
Наблюдение более всего доступно учителю и дает много сведений об учащихся, состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях, что ценно. Но этому методу доступны только внешние проявления поведения, по нему нельзя судить о мотивах поступков.
Анкеты и другие опросные методы могут давать разные данные о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Анкета позволяет собрать быстро и много сведений и легко их обработать, однако ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние. Беседа, более гибкий способ опроса, может быть стандартизованной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в последовательности, что легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Лучше ставить непрямые вопросы и конкретные, на которые можно получить развернутые ответы, надо создать доверительную обстановку и т.д.
Социометрию используют как для выявления межличностных отношений в группе, так и для обнаружения личностных качеств. В психологической диагностике широкое распространение получил психодиагностический метод, представленный тремя типами методик (тестов). Их особенностью является направленность на измерение качеств личности, которое возможно благодаря стандартизации инструмента измерения, в свою очередь основанной на понятии нормы. Тесты должны также соответствовать требованиям надежности и валидности. Итак, тест - стандартизованное испытание, прибор, измеряющий или обнаруживающий заданные свойства личности.
В одной группе тестов диагностика осуществляется на основе успешности и способа выполнения деятельности. Здесь есть тесты интеллекта и личности, тесты специальных способностей и тесты достижений. В другой группе - диагностика основывается на самоописании и сведениях, получаемых из ответов на серии вопросов, составляющих так называемые опросники. Третья группа - проективные методики. Данные получаются на основе анализа взаимодействия испытуемого с материалом, в котором он себя проецирует, обнаруживает особенности своего восприятия, поведения. Тесты первых двух групп создаются специалистами и используются как правило психологами. Некоторые проективные методики (третья группа) может использовать классный руководитель.
Слово тест в точном смысле не подходит к третьей группе тестов - проективным методикам, поскольку они не ориентированы на норму и не дают количественных данных. Некоторые из них может использовать классный руководитель. К ним надо отнести: методику незаконченного предложения, рассказа, истории; истолкование какого-либо события, ситуации; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации.
Диагностические методы и методики по выявлению уровня развития коллектива класса и его самоуправления, взаимоотношений между учащимися
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана доцентом А.А.Андреевым) Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 – совершенно согласен 3 – согласен 2 – трудно сказать 1 – не согласен 0 – совершенно не согласен 1. Я иду утром в школу с радостью. 2. В школе у меня обычно хорошее настроение. 3. В нашем классе хороший классный руководитель. 4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 5. У меня есть любимый учитель. 6. В классе я всегда свободно могу высказать свое мнение. 7. Я считаю, в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. 8. У меня есть любимые школьные предметы. 9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. 10. На летних каникулах я скучаю по школе. Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Незаконченные предложения 1. Я думаю, что хороший – это тот, кто … 2. Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто … 3. Больше всего я люблю, когда учитель … 4. Больше всего я не люблю, когда учитель … 5. Больше всего мне нравится школа за то, что … 6. Я не люблю школу за то, что … 7. Мне радостно, когда в школе … 8. Я боюсь, когда в школе … 9. Я не хотел бы, чтобы в школе … 10. Когда я был маленьким, я думал, что в школе … 11. Если я невнимателен на уроке, я … 12. Когда я не понимаю что - нибудь на уроке, я … 13. Если мне что - то непонятно при выполнении домашнего задания, я … 14. Я всегда могу проверить, правильно ли я … 15. Я никогда не могу определить, правильно ли я … 16. Если мне что - нибудь нужно запомнить, я … 17. Мне всегда интересно, когда на уроке … 18. Мне всегда неинтересно, когда на уроках … 19. Я хотел бы, чтобы в школе всегда …
Методика "Пресс-конференция« Каждому (или по выбору) учащемуся предлагается выступить в роли журналиста какого-либо печатного издания или теле-, радиопрограммы и задать присутствующим вопрос, касающийся жизнедеятельности класса. Причем вопрос должен предполагать не односложный ответ, а рассказ о фактах, событиях, произошедших с ним за определенное время. Результатом является анализ жизнедеятельности класса, уровня самодеятельности ребят.
Рейтинг популярности Ребятам раздаются карточки разного цвета и объясняются их значения: красный – дело прошло интересно, помогло решить проблемы коллектива; зеленый – дело помогло пообщаться, лучше узнать друг друга; желтый – дело оказалось важным для тех, кто был в нем заинтересован. Каждый ребенок располагает карточки рядом с названиями тех дел, которые прошли за этот период в классе (список составляется заранее). Далее идет анализ полученных результатов, итог которого позволит сравнить объективные и субъективные оценки происходящих в классе событий. Можно проанализировать дела и с разных сторон: по направленности (на общую пользу или для себя); по содержанию (общественно-политические, трудовые, познавательные, спортивные и т.д.); по способу организации (коллективный, индивидуальный, массовый); по позиции ребят в этих делах (организаторы, участники, зрители), по позиции классного руководителя, других взрослых (помощники, организаторы, участники). Полученная информация может быть использована при планировании работы класса, распределении поручений, обсуждении на классном собрании, для совершенствования стиля отношений классного руководителя и учащихся.
Методика "Чудо – дерево" Цель: выявление отношения каждого подростка к содержанию работы класса; определение направленности работы коллектива, уровня ее организации. Подросткам предлагается оценить деятельность коллектива за определенный период. Каждый ребенок получает по 4 кружочка – "яблока" разного цвета. Красное яблоко – какие дела понравились больше всего и почему. Желтое – дела, в которых что-то не понравилось и почему. Зеленое – те, о которых не хотелось бы совсем вспоминать и почему. Белое – записываются предложения в будущий план работы. "Яблоки" прикрепляются к яблоне, а у ее подножия можно написать свои фамилии.
Методика "Наша береза" (по выявлению самореализации личности в классе) Цель: определить, как и на сколько индивидуальные способности, увлечения и умения подростков реализуются в жизни своего коллектива. Каждому ребенку выдается 3 листочка, которые потом приклеиваются к "березке" и подписываются. Красный: какие свои знания, увлечения, таланты ты смог использовать в делах класса, в работе с младшими ребятами? Желтый: что тебе удалось организовать; чему ты смог научить своих товарищей? Зеленый: чему ты смог бы научить своих друзей, младших ребят; какой твой опыт, увлечения могли бы пригодиться в дальнейшем в делах класса? При анализе результатов определяется востребованность или невостребованность коллективом индивидуальных способностей, увлечений, умений подростков, как часто становится он в позицию организатора.
Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе Цель: определить уровень развития ученического самоуправления. Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями: Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше Вношу предложения по совершенствованию работы класса Самостоятельно организую некоторые мероприятия в классе Участвую в подведении итогов класса в определении ближайших задач Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению общественных обязанностей Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий школы Мы стремимся помочь представителям класса в органах самоуправления школы в решении задач, стоящих пред ними Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач с другими классами и объединениями Я удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возникающих между ними Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива. На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 4 – "Да", 3 – "Скорее да, чем нет", 2 – "Трудно сказать", 1 – "Скорее нет, чем да", 0 – "Нет".
Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления: включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1, 2, 3, 4); организованность классного коллектива (предложения 5, 6, 7, 8); ответственность членов первичного коллектива за его дела (предложения 9, 10, 11, 12); включенность класса в дела общешкольного коллектива (предложения 13, 14, 15, 16); отношения класса с другими ученическими общностями (предложения 17, 18, 19, 20); ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (предложения 21, 22, 23, 24). По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий. Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55 то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний; если больше 0,85 – высокий.
Примеры проективных тестов 1. Представь, что перед вами картина : ученик сидит дома за столом, перед ним книги, тетради … Художник не изобразил лица ученика, дорисуй его словесно, укажи, о чем может думать ученик, что он чувствует. 2. Продолжи несколькими фразами : « Звенит звонок, ученики садятся по местам, входит учитель и …» 3. Продолжи несколькими фразами : « Наступило воскресенье. Вся семья, как это часто бывает, занялась …» 4. Закончи предложение : « В прошедшую неделю я удовлетворен тем, что …» 5. Закончи предложение : « В последние дни меня огорчило …» 6. Представь, что ты мама. Твой десятилетний ребенок спрашивает : « Правда ли, что папа давно получил незаконным путем много денег и понес за это наказание ?» ( Предполагается, что это было ) Что ты ответишь ? 7. Приятель предложил Вите пойти на вечеринку, где можно покурить « травку » и вообще … « Не стесняйся, будь проще », - добавил он. Витя ответил …
Методика "Сочинение" С помощью данной методики можно получить информацию о ребятах, об их интересах, ценностных ориентациях, об отношении к своему классу, взрослым, друг другу и одновременно включить ребят в процесс активного, творческого осмысления жизни коллектива и роли каждого в нем. Тема сочинения зависит от избранной цели и возраста ребят. Например, если необходимо разобраться в основных проблемах класса, в том каково самочувствие ребят в нем, предлагаются темы: "Мой класс" или "Я и мой класс". Если интересует позиция взрослого и отношение к ней самих ребят, можно предложить тему: "Если бы я был классным руководителем". Могут быть и другие темы: "Мое общественное поручение", "Мои радости и огорчения", "Родственные души или вариации на тему: "Мои друзья в моем классе", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный: "Моя жизнь в классе", "Письмо самому себе" и другие. После выбора темы уточняются вопросы, на которые хотелось бы получить ответы ребят. К примеру, определена тема "Мой класс". Круг вопросов может быть следующим: С какими делами по содержанию (политические, трудовые, познавательные, развлекательные и другие), по направленности (для своего класса, для себя, для младших, для окружающих людей и т.п.) связывают ребята жизнь своего класса? Какие дела им нравятся и почему? Предлагают ли они и что именно для улучшения дел класса? Какие отношения попадают в поле зрения учащихся: к деятельности (учебной, общественной и т.д.), друг с другом, с коллективом своего, соседнего класса, со школой в целом, с органами самоуправления, с классным руководителем и т.д. Какие из этих отношений устраивают ребят и почему? Какими они не удовлетворены и почему? Видят ли ребята пути изменений отношений, думают ли об этом? Какую роль отводят себе в жизни класса? Удовлетворены ли своей ролью? Хотят ли ее изменить?
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ Долг и ответственность Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше Вношу предложения по совершенствованию работы класса Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач Бережливость Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах) Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью) Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду, бумагу - до конца использую тетради,) Дисциплинированность Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе) Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса Ответственное отношение к учебе Прихожу в школу с выполненным домашним заданием При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета) Аккуратен, исполнителен, точен Отношение к общественному труду Своевременно и точно выполняю порученные мне задания Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка) Выполняю трудовые поручения родителей Добросовестно выполняю все поручения
Коллективизм, чувство товарищества Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей Доброта и отзывчивость Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим Ко мне всегда можно обратиться за помощью Честность и справедливость Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки Честно сознаюсь, если что-то натворил Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом Простота и скромность Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей Понимаю, что человека уважают не за деньги Иногда люблю похвастаться Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности Культурный уровень Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)
Анкета Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни. 1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы... а) получить хорошую отметку; б) наш класс был лучшим; в) принести больше пользы людям; г) получать впоследствии много денег; д) меня уважали и хвалили товарищи; е) меня любила и хвалила учительница; ж) меня хвалили родители; з) мне покупали красивые вещи; и) меня не наказывали: к) я больше знал и умел. 2. Я не могу учиться лучше, так как... а) у меня есть более интересные дела; б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо; в) мне мешают дома; г) в школе меня часто ругают; д) мне просто не хочется учиться; е) не могу заставить себя делать это; ж) мне трудно усвоить учебный материал; з) я не успеваю работать вместе со всеми. 3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что... а) я хорошо знаю учебный материал; б) мои товарищи будут мной довольны; в) я буду считаться хорошим учеником; г) мама будет довольна; д) учительница будет рада; е) мне купят красивую вещь; ж) меня не будут наказывать; з) я не буду тянуть класс назад. 4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что... а) я плохо знаю учебный материал; в) я буду считаться плохим учеником; г) товарищи будут смеяться надо мной; д) мама будет расстроена; е) учительница будет недовольна; ж) я весь класс тяну назад; з) меня накажут дома; и) мне не купят красивую вещь.
АНКЕТА 1. Какие трудности ты испытываешь сегодня в учебе: не знаю, как учить параграф; не могу организовать себя на уроке; очень устаю в школе, не остается времени и сил на выполнение домашнего задания; вопросы учителя слишком трудные; не успеваю осваивать новый материал на уроке; очень высокие требования учителей; испытываю большие трудности в пересказе параграфа; не понимаю объяснения учителем нового материала; учитель больше спрашивает, чем объясняет; не успеваю запомнить новый материал, сразу после объяснения учитель спрашивает; не привык к учителям; нуждаюсь в дополнительной помощи учителя; нуждаюсь в дополнительной помощи родителей; другие: _____________________________________________________________ 2. Какие предметы для тебя самые трудные?______________________________________ 3. Почему?______________________________________________ 4. На каких уроках ты чувствуешь особую тревогу, что можешь получить не только тройку, но и двойку?_________________________ 5. На каких уроках задают особенно много домашних заданий?_______________________ 6. Что тебе мешает учиться?_________________________________ 7. Что (кто) тебе помогает учиться?___________________________ 8. Что ты можешь сделать сам, чтобы повысить свою успеваемость? ____________________________________________________________ 9. Какова, по-твоему, основная цель твоей учебы?_______________________________________