ГЕНДЕР, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА, СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО Ирина Д. Горшкова, эксперт НПЦ « Семья. Гендер. Демография »

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГЕНДЕР И СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО. Ирина Д. Горшкова, эксперт НПЦ « Семья. Гендер. Демография »
Advertisements

Что такое гендер? Гендер, пол, отличие © Катерина Максименко, Лайма Гейдар.
Средняя школа 4 г. Петропавловск. Государство Международные организации Зарубежные страны Бизнес Система образования Религиозные институты Политические.
Пол и гендер Ряд определений. Пол и гендер Пол связан с биологическими различиями: определение, на биологической основе, пола при рождении, как мужской.
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ Фищук Владислав Валентинович РПЗ-1/15 к.
Обеспечение гендерной чувствительности политик и программ в области образования в соответствии с международными стандартами А. Н Ниязова – эксперт ООН.
Стратегический План на годы Для обсуждения с НПО 22 февраля 2008 г.
Гендерный подход и оценка, основанная на принципах гендерного равенства Ирина Д.Горшкова РГСУ, Москва, 19 октября
Учитель правоведения С.П.Фёдоров. Рождаясь, человек реализует себя в четырех сферах бытия – социальной, психологической, физической, духовной. Социальный.
Ликвидация дискриминирующих социальных и культурных моделей поведения В соответствии со статьей 5 КЛДЖ, Правительствам необходимо принимать меры по искоренению.
Равенство в коллективных переговорах. Включение или отсутствие положений о недискриминации и/или положений о равенстве в коллективные договоры является.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Рекомендации комитета Министров Совета Европы N R (2005) 5 (Государствам членам о правах детей, постоянно проживающих в специализированных учреждениях)
Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения в контексте универсального доступа к профилактике, лечению и поддержке при ВИЧ-инфекции «Итоги.
Классный час « Права детей, обязанности государства и родителей»
ТЕЗИСЫ Выступление председателя общественной организации «Женщины с высшим образованием Республики Таджикистан» на тему « Нужды и приоритеты для образования.
День правовых знаний. Притча Много лет тому назад, люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким. Луна светила ночью.
Конвенция о правах ребёнка 7 класс Д/З параграф 7 до конца, записи в тетради.
Совместный Проект Европейского Союза и ООНПродвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости 22 ноября 2012 г.
1 Тренинг «Практические модели социального сопровождения и оказания комплексной помощи ВИЧ+ женщинам, в том числе пострадавшим от насилия». Махбуба Султанова.
Транксрипт:

ГЕНДЕР, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА, СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО Ирина Д. Горшкова, эксперт НПЦ « Семья. Гендер. Демография »

Насколько различия в поведении женщин и мужчин зависят от биологических факторов ? Две точки зрения. Причины различий в поведении мужчин и женщин – биологические особенности каждого пола, и поэтому они одинаковы во всех культурах во все времена и практически не меняются. Различия в поведении мужчин и женщин формируются в процессе их социального обучения ( социализации ) и НЕ являются чем - то НЕизменным

Пол и гендер Пол (sex). обозначение анатомо - физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Традиционная трактовка : Эти биологические особенности человека есть фундамент психологических и социальных различий между женщинами мужчинами Современный подход. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о " типично мужском " или " типично женском ": то, что в одном обществе считается мужским занятием ( поведением, чертой характера ), в другом может определяться как женское. Биологический пол не объясняет различия социальных ролей, существующих в разных обществах. Гендер (gender): совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин.

Увидеть гендерные проблемы ? Гендерная проблематика будет для нас невидимой, если убеждены в том, что : социальная роль мужчин и женщин в обществе определяется их биологическим полом ; роли мужчины и женщины определены раз и навсегда так, как распорядилась Природа или Бог. Иными словами, распределение социальных ролей между полами – это « естественное предназначение » человека, мужчины или женщины.

Социализация женщин и мужчин Социализация – процесс в ходе которого младенцы превращаются в обладающих самосознанием разумных существ и усваивают суть культуры, в которой они родились.

Гендерные роли и гендерные стереотипы Гендерные роли Гендерные стереотипы 1. Набор ожидаемых образцов поведения ( или норм ) для мужчин и женщин 2. Упрощенные схематизированные эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей. 3. Привитые навыки поведения в данном обществе, общине или социальной группе, где люди традиционно воспринимают какие - то виды деятельности, задачи и обязанности как « мужские » или « женские »

« Настоящая » женщина и « настоящий » мужчина Феминность Эмоциональность Инстинктивность Мягкость Слабость – « слабый пол » Красота Заботливость Интуиция Общительность Эмпатичность Ей важно, чтобы ее понимали, разделяли ее чувства Процесс важнее результата Маскулинность Интеллект Рациональность Независимость Активность Сила Авторитарность Склонность к риску Сдержанность в эмоциях Способность достигать своего, побеждать Важно, чтобы считали компетентным, добиться признания Результат важнее хороших отношений Жесткая специализация. Иерархия : женское подчинено мужскому. Неравенство обосновывается природой, естественным ходом вещей. Репрессивность как в отношении женщин, так и мужчин.

Агенты социализации Родители, детские учреждения, религия, право, традиции и обычаи, социальное окружение, литература для всех возрастов, СМИ, реклама, кинофильмы, театр, компьютерные игры, сам язык, на котором изъясняются люди и пр. – потоки информации, образов, метафор. « Истинное предназначение », « настоящие женщина / мужчина » и нормативные феминность / маскулинность. Гендерный контроль. НО ! В различных обществах и культурах, в разных эпохах могут существовать разные представления о том, какими должны быть мужчины и женщины и чем они должны заниматься.

Поведение учителей как фактор гендерной социализации Результаты исследований гг. в целом свидетельствовали о том, что на уроках с мальчиками и девочками обращаются по - разному, например : учителя чаще вызывают и хвалят мальчиков, чем девочек ; мальчиков, выкрикивающих ответы с места, не дожидаясь, пока их вызовут, обычно не наказывают, тогда как девочек часто ругают за подобное поведение ; мальчиков чаще хвалят за содержательную сторону их письменных работ, тогда как девочек чаще хвалят за аккуратность ; учителя начальных классов более терпимы к недисциплинированному поведению мальчиков, чем девочек ; девочки, учащиеся в средних классах школы, часто испытывают неуверенность в своих способностях по математике и другим естественнонаучным дисциплинам.

Проверьте себя : Пол или гендер ? ( правильные ответы на следующем слайде ) Факты и нормы ПолГендер 1. Женщины рожают детей, а мужчины – нет. 2. Муж – кормилец, жена – хранительница домашнего очага. 3. Мужчина не может кормить ребенка грудью. 4. Во многих странах женщинам платят за одну и ту же работу меньше, чем мужчинам. 5. Хиджра – одна из каст неприкасаемых в Индии, Бангладеш и Пакистане, в которую входят мужчины, одевающиеся и действующие как женщины, они имеют женские имена, но не относят себя ни к одному полу. Численность хиджар по разным оценкам колеблется от 50 тысяч до 5 миллионов. 6. Мужчина не может быть верен одной женщине. 7. В подростковом возрасте голос у мальчиков меняет тембр (« ломается »), а у девочек – нет. 8. В племени манус ( Новая Гвинея ) главная роль в воспитании ребенка принадлежит отцу.

Пол или гендер ? Факты и нормы ПолГендер 1. Женщины рожают детей, а мужчины – нет. 2. Муж – кормилец, жена – хранительница домашнего очага. 3. Мужчина не может кормить ребенка грудью. 4. Во многих странах женщинам платят за одну и ту же работу меньше, чем мужчинам. 5. Хиджра – одна из каст неприкасаемых в Индии, Бангладеш и Пакистане, в которую входят мужчины, одевающиеся и действующие как женщины, они имеют женские имена, но не относят себя ни к одному полу. Численность хиджар по разным оценкам колеблется от 50 тысяч до 5 миллионов. 6. Мужчина не может быть верен одной женщине. 7. В подростковом возрасте голос у мальчиков меняет тембр (« ломается »), а у девочек – нет. 8. В племени манус ( Новая Гвинея ) главная роль в воспитании ребенка принадлежит отцу.

Гендер и социальное неравенство Теория патриархата. - Система доминирования, власти, субординации, иерархии, зависимости, подчинения. - Разные степени власти, навыков и возможностей в обществах для разных групп. Где проявляется гендерное неравенство ? Политика. Профессиональная сфера. Семья. и пр. сферы

Экономическая сфера : рынок труда и домохозяйство Дискриминация по признаку пола при приеме на работу. Неравенство в оплате труда. Препятствия в продвижении по службе (« стеклянный потолок »). Наличие « мужских » и « женских » профессий. Проблема двойной / тройной занятости у женщин. Сексуальная эксплуатация. Неравное участие в домашнем труде. Неравный доступ к доходам домохозяйства. Неравное участие в воспитании детей.

Гендерная дискриминация : факты Среднестатистическая женщина чаще дискриминируется в публичном поле, чем среднестатистический мужчина : Меньший заработок. Отсутствие продвижения по карьерной лестнице. Сексизм. Дискриминация в отношении женщин : Отношение к женщинам по половому признаку, которое уменьшает значимость личных достижений, ограничивает в правах и возможностях. Например : отказ в приеме на работу женщине, которая хочет завести детей. В современном мире 66% всей работы в домашнем хозяйстве и в неформальной экономике выполняют женщины. А 99% всей собственности в мире и столько же власти находятся в руках мужчин.

Гендер и политика К середине ХХ века большинство стран Европы и С. Америки – равные избирательные права. Но участие в выборах – не гарантия роста политического влияния. Влияние стереотипов о роли женщины. Женское представительство в парламентах : менее 10% - ? Законы по охране детства, от 20-30% - защита интересов семьи и женщин. От состязательного равенства к равенству результатов. Квоты и критическое меньшинство (30-40%). Позитивная дискриминация : угнетаемой группе временно даются большие возможности, чтобы уравновесить представленность тех или иных социальных групп в важных секторах.

Гендер и семья 17 СЕМЬЯ. Какова природа отношений между ее членами ? Разделение домашнего труда ( основная нагрузка на женщинах, ненадежный работник в общественном труде, выполняет важный, но оцениваемый труд – воспитание, уход за престарелыми ) Распределение денег и других ресурсов ( зависимость женщин - менеджеры бедности и отлученные от ресурсов в состоятельных семьях, ресурсы в руках женщин = материальное благополучие детей ). Домашнее насилие – наиболее распространённый вид, которому подвергаются женщины. Около 60% - применялось насилие или угрозы, 20% - испытывают неоднократное насилие. ДН – повторяющиеся практики насильственного поведения и угроз, включающие физическое, эмоциональное, экономическое, сексуальное оскорбление, изоляцию, принуждение ; - осознанное поведение с цель установления и укрепления власти и контроля над другим человеком.

Почему женщины, употребляющие наркотики, более уязвимы к насилию ? Повышенное чувство вины, усиленная стигма, низкая самооценка Высокий уровень зависимости от мужчины, обусловленный необходимостью приобретения и введения наркотика Нежелание обращаться в медицинские службы или полицию из - за недоверия к системе и страха перед государственными структурами. Слабая социальная поддержка.

Июль 2010 г.: Генеральная Ассамблея ООН создает Структуру ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин «ООН Женщины». Объединены четыре отдельных подразделения системы ООН ( в т.ч., ЮНИФЕМ), которые прежде занимались вопросами гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин. Цель: ускорение прогресса в решении проблем женщин и девочек во всем мире. Основные функции: Поддержка межправительственных органов (Комиссий по положению женщин) в разработке политики, глобальных стандартов и норм. Помощь государствам-членам в реализации этих стандартов, готовность предоставить подходящую техническую и финансовую поддержку тем странам, которые просят об этом, а также укрепление эффективных партнерских связей с гражданским обществом. Обеспечение ответственного отношения системы ООН к своим собственным обязательствам в области гендерного равенства, в том числе осуществление регулярного мониторинга общесистемного прогресса.

Международные правовые акты по вопросам гендерного равенства Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.); Декларация об искоренении насилия в отношении женщин (1993 г.); Пекинская платформа действий и Доклад четвертой Всемирной конференции по положению женщин (1995 г.) ; Декларация Цели развития Тысячелетия (Цель 3 - способствовать гендерному равенству) (2000 г.); «Ж енщины в 2000 году : равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке ; Р езолюции Комиссии по правам человека 2000 г., 2001 г., 2003 г.; Обязательства, принятые Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по вопросам гендерного равенства.

Приоритетные области, которые имеют основополагающее значение для гендерного равенства, открывающие дорогу прогрессу по всем направлениям: Насилие в отношении женщин (законодательство, противодействие и профилактика) Мир и безопасность (изнасилование одно из средств ведения вооруженной действий, учет потребностей и интересов женщин в мирных переговорах и постконфликтном восстановлении) Лидерство и участие (ограниченное участие в политике, бизнесе в решении вопросов, затрагивающих интересы женщин, квоты, потенциал) Расширение экономических возможностей (доступ к земле, кредитам, достойной работе) Национальное планирование и бюджет (учет потребностей женщин) Права человека (Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин устанавливает всеобъемлющие международные стандарты в области прав человека женщин и обязательства Правительств) Цели развития тысячелетия (цель 3, но и неотъемлемая часть достижения всех восьми ЦРТ, от предотвращения распространения ВИЧ до сохранения окружающей среды в условиях изменения климата) Все человеческое развитие и вопросы прав человека имеют гендерные аспекты

Базовые или практические гендерные потребности (Basic/practical gender needs) Стратегические гендерные потребности (Strategic gender needs)

Базовые гендерные потребности - вытекают из гендерного разделения труда и подчиненного положения женщин в обществе, - не ставят под сомнение существующие властные отношения между женщинами и мужчинами. Деятельность, направленная только на удовлетворение этих потребностей, ведет лишь к сохранению уязвимого положения женщин в обществе. Стратегические гендерные потребности направлены на устранение зависимости женщин от мужчин в обществе и связаны с расширением возможностей женщин. Учет этих потребностей/интересов интересов помогает женщинам самим контролировать свою личную жизнь и общественную деятельность и, т. о., менять существующие гендерные роли, преодолевать свое зависимое положение. Стратегические потребности, невозможно удовлетворить без учета практических нужд.

Потребности : базовые ? стратегические ? 1. Доступ женщин к получению медицинской помощи во время беременности. 2. Доступ женщин к получению информации о контрацепции. 3. Школа ответственного отцовства. 4. Консультация для трудящихся мигранток по вопросам устройства детей в общеобразовательные школы. 5. Конкурсы среди предприятий за лучшие условия работы для молодых мам. 6. Программы льгот и субсидий для семей многодетных, имеющих детей - инвалидов.

Удовлетворяя базовые ( практические ) гендерные потребности принимать в внимание стратегические ( трансформирующие ) гендерные потребности и интересы. В противном случае – отсутствие устойчивых результатов.

Постсоциалистические страны и гендерные вопросы Демонтаж системы социального обеспечения ( ликвидация значимых социальных дотаций на уход за ребенком, сокращение доступа к качественному образованию, здравоохранению и пр.) « двойная нагрузка », недостаток доступа к рычагам власти, неравенство в оплате труда, неравные возможности в получении работы, бедность Возрождение консервативных взглядов и скрытых предрассудков, которые ставят женщину в невыгодное положение переопределение гендерных ролей и отношений, моделей поведения

Гендерные проблемы в РФ (1) Стереотипы и культурная практика Подчеркивание роли женщин как матерей и домохозяек => неблагоприятный и неравный статус. Нет эффективных и систематических мер для изменения и ликвидации стереотипов. СМИ должны содействовать формированию позитивного, нестереотипного и недискриминационного образа жизни. Насилие в отношении женщин Контроль мужчинами поведения женщин => легитимизация общественного мнения, что насилие в семье – частное дело / обвинение. Мало исследований, данных. Незначительное число городских приютов, доступных только местным жителям. Необходимо : всеобъемлющий закон, уголовная ответственность за супружеское изнасилование, преступления в защиту чести, подготовка правоохранительной системы Комитет CEDAW, 2010

Гендерные проблемы в РФ (2) Торговля людьми Увеличение в 6 раз. РФ – страна происхождения, транзита и назначения. Нет статистики ( пол, возраст, компенсация, расследования, преследования, наказания ). Не устраняются коренные причины уязвимости девочек и женщин. Нет защитных мер от компаний по трудоустройству, брачных агентств. Недостаток соглашений внутри СНГ. Необходимо : повышение осведомленности судебной системы, правоохранительных органов, пограничных служб, усилия по реабилитации и реинтенграции жертв, мониторинг, исследования. Эксплуатация проституции Отсутствуют данные о распространенности. Административная ответственность женщин – причина злоупотреблений с стороны МВД. Нет программ охраны здоровья. Необходимы : программы помощи тем, кто прекращает, расследование дел по злоупотреблениям, мониторинг, исследования. Комитет CEDAW, 2010 Здравоохранение Сокращение государственных ассигнований => снижение доступа в сфере сексуального и репродуктивного здоровья. Современные средства контрацепции используют 27%, в школьных программах нет просвещения по планированию семьи. Аборт остается одним из основных способов контроля рождаемости. Увеличение числа ВИЧ + женщин.

Гендерное равенство Предполагает равные права, обязанности и возможности для женщин и мужчин. Подразумевает учет интересов, потребностей и приоритетов и женщин, и мужчин, и признание многообразия среди женщин и мужчин. Является одним из прав человека, а также условием и показателем уровня социально-экономического и личностного развития. Источник : UNEG Guidance

Gender mainstreaming ( комплексный гендерный подход ) подразумевает процесс оценки любого планируемого мероприятия, включая разработку законодательства, стратегий и программ во всех областях и на всех уровнях, с точки зрения его возможного воздействия на женщин и мужчин. Гендерный подход делает видимыми гендерное измерение проблем во всех секторах деятельности. Гендерное равенство не рассматривается более как отдельный вопрос, но становится частью любой стратегии и программы

Гендерно предвзятая политика - носит дискриминационный характер по отношению к женщинам. Гендерно слепая политика - является результатом непризнания людьми, ответственными за формирование политики, важности гендерного фактора, который определяет степень гендерного неравенства в конкретной стране. Гендерно нейтральная политика - де - юре закрепляет принцип равенства мужчин и женщин, однако осуществление этой политики на практике может иногда отрицательно влиять на положение женщин. Гендерно чувствительная политика - ставит целью проанализировать глубинные факторы, определяющие гендерное разделение труда, а также разработать ориентированные на женщин меры, призванные содействовать большему равенству возможностей, прав и обязанностей мужчин и женщин.

IPEN Almaty Kazakhstan July 2011 Mertens 32