ТЕМА 1. Экономическая теория как наука 1.1. Возникновение и развитие экономической теории как науки Предмет и методы экономической теории Место экономической теории среди других наук. Задачи и функции, выполняемые экономической теорией Возникновение и развитие экономической теории как науки Предмет и методы экономической теории Место экономической теории среди других наук. Задачи и функции, выполняемые экономической теорией.
Основные этапы развития экономической теории: Экономика (экономия) - IV в до н.э. – XVI в. Политическая экономия - XVI – XIX вв. Экономикс - XIX – XX вв. Экономика (экономия) - IV в до н.э. – XVI в. Политическая экономия - XVI – XIX вв. Экономикс - XIX – XX вв.
Основные этапы развития экономической теории: экономия Экономия - наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Возникла в античном обществе, получила дальнейшее развитие в эпоху Средневековья. Термин «экономия» был предложен греческим мыслителем Ксенофонтом ( гг. до н.э.). Экономия - наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Возникла в античном обществе, получила дальнейшее развитие в эпоху Средневековья. Термин «экономия» был предложен греческим мыслителем Ксенофонтом ( гг. до н.э.).
Основные этапы развития экономической теории: экономия Основные представители: 1. Аристотель ( гг. до н.э.). Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: «экономия» - хозяйство ради самообеспечения, «хрематистика» - хозяйство с целью обогащения. Исследуемые проблемы: взаимосвязь экономики и хрематистики; проблема справедливой цены; роль денег в экономике. Основные представители: 1. Аристотель ( гг. до н.э.). Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: «экономия» - хозяйство ради самообеспечения, «хрематистика» - хозяйство с целью обогащения. Исследуемые проблемы: взаимосвязь экономики и хрематистики; проблема справедливой цены; роль денег в экономике.
Основные этапы развития экономической теории: экономия Основные представители: 2. Римские агрономы: Катон (234–149 гг. до н.э.) Варрон (116–27 гг. до н.э.) Колумелла (I в н.э.). Исследуемая проблема: Организация и методы ведения крупных рабовладельческих хозяйств. Основные представители: 2. Римские агрономы: Катон (234–149 гг. до н.э.) Варрон (116–27 гг. до н.э.) Колумелла (I в н.э.). Исследуемая проблема: Организация и методы ведения крупных рабовладельческих хозяйств.
Основные этапы развития экономической теории: экономия Основные представители: 3. Фома Аквинский ( гг. н.э.) Рассматривал экономические проблемы с позиций морали, моральной справедливости, с позиций общего блага. Исследуемые проблемы: естественное и искусственное богатство, оценка различных видов деятельности значение труда и его виды проблема справедливой цены. Основные представители: 3. Фома Аквинский ( гг. н.э.) Рассматривал экономические проблемы с позиций морали, моральной справедливости, с позиций общего блага. Исследуемые проблемы: естественное и искусственное богатство, оценка различных видов деятельности значение труда и его виды проблема справедливой цены.
Основные этапы развития экономи- ческой теории: политическая экономия Политическая экономия – наука о богатстве народов Возникла в период становления капитализма и укрепления централизованных государств (XVI – XVII вв.) Автор термина «политическая экономия» - Антуан де Монкретьен ( ) Политическая экономия – наука о богатстве народов Возникла в период становления капитализма и укрепления централизованных государств (XVI – XVII вв.) Автор термина «политическая экономия» - Антуан де Монкретьен ( )
Основные этапы развития экономи- ческой теории: политическая экономия Основные школы: 1. Меркантилизм (XVI - XVIII вв.). Основной формой богатства меркантилисты считали золото и серебро, а основной источник его накопления видели в активной внешней торговле. Стадии развития меркантилизма: ранний меркантилизм (монетаризм) - XVI в. поздний меркантилизм (мануфактурный) - XVII в. Практическим воплощением идей меркантилистов стала протекционистская политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка в целях максимально возможного накопления богатства нации. Основные школы: 1. Меркантилизм (XVI - XVIII вв.). Основной формой богатства меркантилисты считали золото и серебро, а основной источник его накопления видели в активной внешней торговле. Стадии развития меркантилизма: ранний меркантилизм (монетаризм) - XVI в. поздний меркантилизм (мануфактурный) - XVII в. Практическим воплощением идей меркантилистов стала протекционистская политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка в целях максимально возможного накопления богатства нации.
Основные этапы развития экономи- ческой теории: политическая экономия Основные школы: 1. Экономическая школа физиократов (XVIII в.). Источник богатства нации и прироста капитала - чистый доход, возникающий в земледелии как дар природы. Глава школы физиократов - Франсуа Кенэ ( ) - создал первую макроэкономическую модель, отражающую движение совокупного общественного продукта между тремя классами граждан нации: производительным (земледельцы), классом земельных собственников и непроизводительным (все лица, не связанные с земледелием). Основные школы: 1. Экономическая школа физиократов (XVIII в.). Источник богатства нации и прироста капитала - чистый доход, возникающий в земледелии как дар природы. Глава школы физиократов - Франсуа Кенэ ( ) - создал первую макроэкономическую модель, отражающую движение совокупного общественного продукта между тремя классами граждан нации: производительным (земледельцы), классом земельных собственников и непроизводительным (все лица, не связанные с земледелием).
Основные этапы развития экономи- ческой теории: политическая экономия Основные школы: 3. Классическая политическая экономия (конец XVIII – середина XIX вв.) Источник богатства нации и накопления капитала находится в сфере производства. Существуют «естественные законы экономики» Естественным состоянием экономики является либерализм, взаимодействие индивидов регулируется "невидимой рукой" Концепция "экономического человека" Интересы общества есть сумма интересов отдельных лиц В экономике существует свободная конкуренция, текучесть ресурсов, подвижность цен и заработной платы Основные школы: 3. Классическая политическая экономия (конец XVIII – середина XIX вв.) Источник богатства нации и накопления капитала находится в сфере производства. Существуют «естественные законы экономики» Естественным состоянием экономики является либерализм, взаимодействие индивидов регулируется "невидимой рукой" Концепция "экономического человека" Интересы общества есть сумма интересов отдельных лиц В экономике существует свободная конкуренция, текучесть ресурсов, подвижность цен и заработной платы
Основные этапы развития экономи- ческой теории: политическая экономия Основные школы: 3. Классическая политическая экономия (конец XVIII – середина XIX вв.) Адам Смит ( ) Давид Рикардо ( ) Жан Батист Сэй ( ) Джон Стюарт Милль ( ) Основные школы: 3. Классическая политическая экономия (конец XVIII – середина XIX вв.) Адам Смит ( ) Давид Рикардо ( ) Жан Батист Сэй ( ) Джон Стюарт Милль ( )
Основные этапы развития экономи- ческой теории: политическая экономия Основные школы: 4. Марксизм (вторая половина XIX века) Основоположники: К.Маркс ( ) и Ф.Энгельс ( ). Основные достижения: теория прибавочной стоимости; изучение сущности капитала и капиталистического хозяйства; исследование динамики экономической системы, теория общественно-экономических формаций. Основные школы: 4. Марксизм (вторая половина XIX века) Основоположники: К.Маркс ( ) и Ф.Энгельс ( ). Основные достижения: теория прибавочной стоимости; изучение сущности капитала и капиталистического хозяйства; исследование динамики экономической системы, теория общественно-экономических формаций.
Основные этапы развития экономической теории: экономикс Экономикс – наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов Возникла в последней трети XIX века Автор термина «экономикс» – Альфред Маршалл ( ). Экономикс – наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов Возникла в последней трети XIX века Автор термина «экономикс» – Альфред Маршалл ( ).
Основные этапы развития экономической теории: экономикс Основные школы: 1. Маржинализм (последняя треть XIX века) Маржиналисты перешли от исследования проблем формирования богатства нации к исследованию поведения отдельных экономических субъектов. Основное внимание уделяли не производству, а распределению и обмену. Все экономические процессы рассматривали со стороны субъективных оценок индивидов, в первую очередь - потребителей. Создали теорию предельной полезности как основы ценности и цены благ. Основные школы: 1. Маржинализм (последняя треть XIX века) Маржиналисты перешли от исследования проблем формирования богатства нации к исследованию поведения отдельных экономических субъектов. Основное внимание уделяли не производству, а распределению и обмену. Все экономические процессы рассматривали со стороны субъективных оценок индивидов, в первую очередь - потребителей. Создали теорию предельной полезности как основы ценности и цены благ.
Основные этапы развития экономической теории: экономикс Основные школы: 2. Неоклассическая школа (конец XIX – первая треть XX века) Основные достижения: изучение мотивов и механизма поведения потребителей и производителей на различных рынках теория ценообразования – цена как результат взаимодействия спроса и предложения теория денег теория процента теория благосостояния. Основные школы: 2. Неоклассическая школа (конец XIX – первая треть XX века) Основные достижения: изучение мотивов и механизма поведения потребителей и производителей на различных рынках теория ценообразования – цена как результат взаимодействия спроса и предложения теория денег теория процента теория благосостояния.
Основные этапы развития экономической теории: экономикс Основные школы: 3. Кейнсианство ( гг.) Основоположник – Дж.М.Кейнс ( ) Кейнсианство поставило в центр внимания проблемы макроэкономического анализа. Его представители перешли к анализу агрегированных рынков и совокупных величин. Кейнс утверждал, что рынок не является идеальным саморегулирующимся механизмом, экономика не может самостоятельно достичь равновесия и нуждается во вмешательстве государства. Основные школы: 3. Кейнсианство ( гг.) Основоположник – Дж.М.Кейнс ( ) Кейнсианство поставило в центр внимания проблемы макроэкономического анализа. Его представители перешли к анализу агрегированных рынков и совокупных величин. Кейнс утверждал, что рынок не является идеальным саморегулирующимся механизмом, экономика не может самостоятельно достичь равновесия и нуждается во вмешательстве государства.
Основные этапы развития экономической теории: экономикс Основные школы: 4. Неолиберальное направление (1930 – 1990 гг.) Данное направление рассматривает рынок как саморегулирующуюся систему и выступает против чрезмерного вмешательства государства в экономику. Основные школы этого направления: неолиберализм монетаризм теория рациональных ожиданий Основные школы: 4. Неолиберальное направление (1930 – 1990 гг.) Данное направление рассматривает рынок как саморегулирующуюся систему и выступает против чрезмерного вмешательства государства в экономику. Основные школы этого направления: неолиберализм монетаризм теория рациональных ожиданий
Основные этапы развития экономи- ческой теории: институционализм Развитие институционализма – конец XIX в. – наст. время Институционализм рассматривает экономическую деятельность людей и процесс социально-экономического развития общества в целом как результат действия институтов. Институт - совокупность правовых норм, обычаев, привычек. Институционализм отрицает существование «рационального человека», цели и предпочтения субъектов формируются обществом и его институтами. Экономика - часть социальной системы, экономические процессы включают в себя и неэкономические факторы. Развитие институционализма – конец XIX в. – наст. время Институционализм рассматривает экономическую деятельность людей и процесс социально-экономического развития общества в целом как результат действия институтов. Институт - совокупность правовых норм, обычаев, привычек. Институционализм отрицает существование «рационального человека», цели и предпочтения субъектов формируются обществом и его институтами. Экономика - часть социальной системы, экономические процессы включают в себя и неэкономические факторы.
Предмет экономической теории П. Самуэльсон: 1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми. 2. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины и технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления. 3. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств. 4. Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства. 5. Экономическая теория есть наука о богатстве. П. Самуэльсон: 1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми. 2. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины и технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления. 3. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств. 4. Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства. 5. Экономическая теория есть наука о богатстве.
Предмет экономической теории Л. Роббинс: Политическая экономия - это наука, которая изучает поведение людей с точки зрения отношения между его целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения. Г.Беккер: Наиболее общим является определение экономической науки с точки зрения ограниченных средств и конкурирующих целей. А.И.Добрынин: Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование. Л. Роббинс: Политическая экономия - это наука, которая изучает поведение людей с точки зрения отношения между его целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения. Г.Беккер: Наиболее общим является определение экономической науки с точки зрения ограниченных средств и конкурирующих целей. А.И.Добрынин: Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.
Предмет экономической теории Структура экономической теории: микроэкономика - изучает поведение отдельных субъектов экономической деятельности; макроэкономика – изучает поведение или функционирование экономической системы в целом. Основная задача экономической теории - показать взаимосвязь и взаимообусловленность экономических явлений, т. е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов. Структура экономической теории: микроэкономика - изучает поведение отдельных субъектов экономической деятельности; макроэкономика – изучает поведение или функционирование экономической системы в целом. Основная задача экономической теории - показать взаимосвязь и взаимообусловленность экономических явлений, т. е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов.
Предмет экономической теории Основным субъектом экономической деятельности выступает человек (индивид). В экономической теории принята гипотеза «экономического человека». «Человек экономический»: знает всё о событиях прошлого и настоящего (в том числе и о решениях, принимаемых другими агентами); способен свободно, суверенно принимать решения; умеет определять (в том числе рассчитывать) последствия принимаемых решений. Основным субъектом экономической деятельности выступает человек (индивид). В экономической теории принята гипотеза «экономического человека». «Человек экономический»: знает всё о событиях прошлого и настоящего (в том числе и о решениях, принимаемых другими агентами); способен свободно, суверенно принимать решения; умеет определять (в том числе рассчитывать) последствия принимаемых решений.
Метод - Метод – это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей исследования. Признаки научного метода: объективность, воспроизводимость, необходимость, конкретность. Метод задает способ действий с данными и фактами, значимость которых определяется теорией. Метод всегда конкретен, так как применим только к теориям соответствующего вида. Метод – это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей исследования. Признаки научного метода: объективность, воспроизводимость, необходимость, конкретность. Метод задает способ действий с данными и фактами, значимость которых определяется теорией. Метод всегда конкретен, так как применим только к теориям соответствующего вида.
Основные группы методов 1. Философские методы (диалектический, метафизический, аналитический, интуитивный, и др.) Философские методы задают генеральную стратегию исследования, его, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно. 2. Общенаучные методы - методы и принципы познания, которые обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. 1. Философские методы (диалектический, метафизический, аналитический, интуитивный, и др.) Философские методы задают генеральную стратегию исследования, его, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно. 2. Общенаучные методы - методы и принципы познания, которые обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами.
3. Частнонаучные методы - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук. 4. Дисциплинарные методы - система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. 5. Методы междисциплинарного исследования. 3. Частнонаучные методы - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук. 4. Дисциплинарные методы - система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. 5. Методы междисциплинарного исследования. Общие свойства системы Основные группы методов
Метод научной абстракции - выделение наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечению от всего случайного и второстепенного. В процессе абстрагирования формулируются научные категории, которые выражают сущностные характеристики исследуемых явлений. Анализ и синтез Анализ - это метод познания, состоящий в мыслительном или реальном расчленении целого на составные части; Синтез - метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое. Новые знания, полученные в результате анализа, в ходе синтеза могут привести к иному видению целостного явления. Метод научной абстракции - выделение наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечению от всего случайного и второстепенного. В процессе абстрагирования формулируются научные категории, которые выражают сущностные характеристики исследуемых явлений. Анализ и синтез Анализ - это метод познания, состоящий в мыслительном или реальном расчленении целого на составные части; Синтез - метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое. Новые знания, полученные в результате анализа, в ходе синтеза могут привести к иному видению целостного явления. Методы экономической теории
Индукция и дедукция Индукция - это метод познания, основанный на умозаключениях от частного (особенного) к общему. Дедукция - метод, основанный на умозаключениях от общего к частному (особенному). Сравнение - метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов. Аналогия - это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Индукция и дедукция Индукция - это метод познания, основанный на умозаключениях от частного (особенного) к общему. Дедукция - метод, основанный на умозаключениях от общего к частному (особенному). Сравнение - метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов. Аналогия - это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Методы экономической теории
Принцип единства исторического и логического Принцип историзма предполагает, что динамику экономических процессов необходимо рассматривать в исторической последовательности. Следуя в изучении за историческим процессом, необходимо освобождаться от исторической формы и от случайных моментов в ходе развития хозяйственной жизни. В экономическом исследовании исторический и логический методы не противостоят друг другу, а используются в единстве, т. к. историческое и логическое исследования имеют одну исходную точку. Принцип единства исторического и логического Принцип историзма предполагает, что динамику экономических процессов необходимо рассматривать в исторической последовательности. Следуя в изучении за историческим процессом, необходимо освобождаться от исторической формы и от случайных моментов в ходе развития хозяйственной жизни. В экономическом исследовании исторический и логический методы не противостоят друг другу, а используются в единстве, т. к. историческое и логическое исследования имеют одну исходную точку. Методы экономической теории
Моделирование – метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. В экономической теории применяется математическое моделирование. Экономико-математическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления. Простейшим видом экономико-математического моделирования является моделирование при помощи графиков, отражающих функциональные зависимости между двумя переменными, характеризующими экономические процессы и явления. Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения. Моделирование – метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. В экономической теории применяется математическое моделирование. Экономико-математическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления. Простейшим видом экономико-математического моделирования является моделирование при помощи графиков, отражающих функциональные зависимости между двумя переменными, характеризующими экономические процессы и явления. Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения. Методы экономической теории
Микроэкономика как часть экономической теории в своих исследованиях исходит из двух предпосылок, отражающих особенности её методологии, таких как: экономический атомизм (в экономической системе действуют отдельные экономические агенты, принимающие и реализующие решения в процессе экономической деятельности); экономический рационализм (экономические агенты способны оценить свои выгоды и затраты, сравнение которых дает им возможность принимать наиболее эффективные решения с точки зрения достижения поставленной цели). Микроэкономика как часть экономической теории в своих исследованиях исходит из двух предпосылок, отражающих особенности её методологии, таких как: экономический атомизм (в экономической системе действуют отдельные экономические агенты, принимающие и реализующие решения в процессе экономической деятельности); экономический рационализм (экономические агенты способны оценить свои выгоды и затраты, сравнение которых дает им возможность принимать наиболее эффективные решения с точки зрения достижения поставленной цели). Методы экономической теории
Место экономической теории среди других наук
Познавательная функция - всестороннее изучение экономических явлений и их внутренней сущности, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Прогностическая функция - научное предвидение хода социально- экономического развития на обозримое будущее. Практическая функция - научное обоснование экономической политики государства, выявление принципов и способов рационального хозяйствования. Мировоззренческая функция – формирование наиболее общих представлений о жизни общества. Методологическая функция – создание методологической основы для других наук. Познавательная функция - всестороннее изучение экономических явлений и их внутренней сущности, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Прогностическая функция - научное предвидение хода социально- экономического развития на обозримое будущее. Практическая функция - научное обоснование экономической политики государства, выявление принципов и способов рационального хозяйствования. Мировоззренческая функция – формирование наиболее общих представлений о жизни общества. Методологическая функция – создание методологической основы для других наук. Функции экономической теории
Позитивными называются суждения или теории, в которых делаются утверждения, относящиеся к фактическому состоянию дел в исследуемой области. Позитивный анализ имеет дело с тем, что есть, или с тем, что может произойти. Позитивный анализ не дает никаких оценочных суждений, это просто констатация факта. Нормативные суждения или теории всегда предполагают определенную оценку, которая основывается на ценностных ориентациях ученого, его взглядах и мировоззрении. Нормативные суждения, в отличие от позитивных, не могут рассматриваться ни как истинные, ни как ложные. Нормативный анализ дает рекомендации, что следует сделать, чтобы получить результат наиболее близкий к некоторому идеалу, к норме. Позитивными называются суждения или теории, в которых делаются утверждения, относящиеся к фактическому состоянию дел в исследуемой области. Позитивный анализ имеет дело с тем, что есть, или с тем, что может произойти. Позитивный анализ не дает никаких оценочных суждений, это просто констатация факта. Нормативные суждения или теории всегда предполагают определенную оценку, которая основывается на ценностных ориентациях ученого, его взглядах и мировоззрении. Нормативные суждения, в отличие от позитивных, не могут рассматриваться ни как истинные, ни как ложные. Нормативный анализ дает рекомендации, что следует сделать, чтобы получить результат наиболее близкий к некоторому идеалу, к норме. Позитивная и нормативная экономическая теория