ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Курс «Возрастная физиологея и психофизиологея» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об особенностях жизнедеятельности организма, функциях его отдельных систем, процессах, в них протекающих, и механизмах их регуляции на разных этапах индивидуального развития (возрастная физиологея), а также физиологических механизмах, обеспечивающих реализацию психических процессов и явлений (психофизиологея).
Предмет возрастной физиологии и психофизиологии Физиологея (в переводе с греческого – естествознание; Physis – природа, logos – учение, наука) – наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем и механизмах его деятельности. Основная задача физиологии – раскрытие законов жизнедеятельности живого организма и управления ими. Предметом физиологии являются функции живого организма и его частей.
Возрастная физиологея изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе. Центральным понятием возрастной физиологии является онтогенез. Впервые было введено Э. Геккелем в 1866 году. Сегодня под онтогенезом понимают индивидуальное развитие организма от момента зачатия до окончания жизненного цикла. В переводе с греческого: ontos – существо, особь; genesis – развитие, происхождение.
Закономерности и особенности жизнедеятельности организма на ранних этапах онтогенеза, относящиеся к внутриутробному развитию ребенка, исследует наука эмбриологея.
Геронтоло́гея (от др.-греч. γέρων «старик» и λόγος «знание, слово, учение») наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним (омоложение).
Методы исследования Методами исследования возрастной физиологи являются антропометрические измерения, морфологические характеристики тела (масса, длина тела, окружность грудной клетки и талии, обхват плеча, бедра и др.).
Психофизиологея – это наука о мозговой организации высших психических функций человека. А.Р.Лурия И.П. Павлов И.М. Сеченов
Выдающийся ученый А.Р. Лурия, имея двойное (неврологическое и психологическое) образование, сумел соединить наиболее важные положения этих дисциплин в одно целое, результатом чего и явилось соединение нейропсихологии и психофизиологии. Он разработал теорию системной динамической локализации психических процессов, являющуюся теоретической основой психофизиологии и нейропсихологии.
Сеченовым разработан естественнонаучный метод, сущность которого определяется двумя следующими принципами: 1) все психические явления – продукт деятельности нервной системы, следовательно, они подчиняются тем же объективным законам, которые определяют развитие и других явлений природы; 2) в изучении психики следует придерживаться принципа историзма, т.е. идти от простого к сложному, от низших форм проявления психической деятельности к высшим, от исследования психики животного к человеку.
Павлов впервые ввел объективный метод изучения психических функций мозга. Этим методом явился условный рефлекс. Используя условный рефлекс, Павлов изучил физиологические механизмы в процессах, лежащих в основе элементарных психических реакций. Работы Павлова и его школы открыли новые возможности экспериментального исследования деятельности мозга. Позже методики электрофизиологических исследований, сочетаемых с методикой выработки условных рефлексов, позволили установить, что многие элементы психической деятельности в своей основе имеют определенную функциональную организацию в различных структурах мозга.
Задачи возрастной физиологии и психофизиологии - оценка возрастной нормы; - возрастная периодизация онтогенеза; -возрастные особенности мозговой организации психических процессов и механизмов, лежащих в основе их формирования; -нарушение высших психических функций в зависимости от характера поражения мозга.
Нервная система Центральная Периферическая Головной мозг, спинной мозг Соматическая Вегетативная (автономная) Вегетативная (автономная) Симпатический отдел Парасимпатический отдел
Спасибо за внимание
Семинарское занятие 2. Общие закономерности роста и развития организма. -Регуляция функций в организме. -Понятие о росте и развитии детского организма. -Понятие об онтогенезе. -Гетерохронность и гармоничность развития. -Принципы системогенеза и опережающего развития органов и функциональных систем у детей и подростков. -Реактивность и резистентность организма детей и подростков. -Возрастные особенности процессов адаптации организма к действию факторов окружающей среды. -Акселерация и ретардация развития детей и подростков. -Классификации возрастных периодов.