Выполнила: ученица 10 «а» класса Никотина Евгения Учитель: Липунцова А.Ф.
Известия летописей, находки археологов, записи старинных обычаев и поверий, сделанные учёными XIX в., позволяют буквально по крупицам воссоздать сложную и оригинальную религиозную систему восточных славян. Мокошь (Макошь) - женское божество, до сих пор остающееся не разгаданным до конца. Указывая на обычай чехов молиться и приносить жертву Мокоши во время засухи, некоторые исследователи видят в ней богиню воды, дождя, непогоды, грозы, т.е. богиню плодородия. Другие предполагают связь Мокоши с прядением и ткачеством.. Бог Волос (Велес) считался покровителем скота. В летописи он назван "скотьим" богом. Среди славян было распространено поклонение Солнцу. Бог Солнца назывался Хоре (Хорос) или Ярило. Обожествлялись также месяц и звёзды, находившиеся с Солнцем в "родственных" отношениях.
Перед ним горел неугасаемое пламя, за небрежение которого жрец наказывался смертью, состоящей в сожжении его как врага этого божества. Из посвящённых ему вещей были целые рощи и леса. Взятие всякого сучка из этой рощи каралось смертью. Во второй половине первого тысячелетия нашей эры главное божество восточных славян был Перун, бог молнии, грозы, войны, оружия. Он почитался производителем всех воздушных явлений: рука его управляла громом молнии. Истукан этого божества был сделан не из одного вещества: стан был вырезан из дерева; голова вылита из серебра; уши и усы изваяны из золота; ноги же выкованы из железа; в руке держал нечто, похожее на молнию, которую представляли вместе составленные рубины и карбункулы.
В славянских поселениях находят каменных и деревянных идолов - фигуры богов. Так называемый Новгородский идол, обнаруженный в 1893 г. при расчистке русла Шексны и Белозерского канала, высечен из гранита. Его высота 0,75 м. Примитивным рельефом выполнены глаза, рот и подбородок. Голова идола увенчана шапкой. Деревянный языческий идол – домовой.
Обряды, обычаи, праздники, - пожалуй, эти понятия неотъемлемы от органической сути восточнославянских народов. Во все времена люди разного звания и состояния старались продолжать, сохранять и передавать традиции своих предков. В обрядовых действах каждого из трёх восточнославянских народов всегда есть общее начало, долгое время сохраняются одни и те же названия, иногда лишь видоизменяясь по звучанию (применительно к лексике русского, украинского или белорусского языка, а то и к местному диалекту), но, не теряя смысла и порядка исполнения ритуала. Сельскохозяйственные обряды распределялись по временам года: весной первый выгон скота "на Егория"; начало и окончание сева; летом - начало и окончание жатвы; осенью - "возовицы".
В сёлах иногда мастерили из соломы куклу - чучело Масленицы, одевали его в женский костюм, возили целый день по селу, а потом сжигали или топили - это были символические похороны зимы. Пепел разбрасывали по полю, чтобы был хороший урожай. Катались на лошадях вокруг деревни, как бы следуя движению солнца по кругу.. На Масленицу обязательным угощением были блины. Изначально считалось, что круглая форма блина также символизировала Солнце, но с другой точки зрения чисто ритуальная еда - блины, связана с культом предков, поминаемых на Масленицу. Первый испечённый блин ставили на окно - душам умерших, а в субботу носили блины на кладбище.
Языческая религия наполняла жизнь славян красочными обрядами и праздниками, которые символизировали различные явления природы