Формы и методы опроса учащихся на уроках Автор: Калеева А.М. Колцанова Г.Н.
Основная цель современной школы – создание условий для самореализации личности и удовлетворение образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели важно обеспечить дифференцированный подход в обучении.
Трехуровневая дифференциация ( по В. В. Гузееву ) Трехуровневая дифференциация ( по В. В. Гузееву ) Первый уровень – минимальный (репродуктивный) Выполнение заданий основано на памяти учащихся. Получают отметку «3» Второй уровень - понимания и творчества (продуктивный) Выполнение заданий требует мыслительных операций. За выполнение получают отметку «4» Третий уровень – продвинутый ( творческий) Способность переносить знания в незнакомые, новые и нестандартные ситуации. Выполнение таких заданий оценивается отметкой «5»
Контроль учебных достижений Контроль учебных достижений Контроль знаний – это компонент, необходимый для управления качеством образовательного процесса, направленный на установления обратной связи в обучении и представляющий собой процесс систематического и поэтапного выявления степени достижения планируемых результатов обучения, воспитания и развития учащихся
Процесс контроля знаний включает компоненты : Целеполагание Планирование контроля Организация контроля Оценивание Анализ и учет результатов контроля
Функции контроля знаний : контролирующая и оценочная ; обучающая, развивающая и воспитывающая ; организационная ; диагностическая ; информационная ; стимулирующая ; прогностическая.
Принципы контроля Научности Технологичности Систематичности и последовательности Полноты и всеобъемлющего характера контроля Связи теории с практикой Индивидуализации Объективности Гласности
Виды контроля по функциям в учебном процессе Предварительный (вводный) Текущий Тематический Итоговый
Виды контроля СодержаниеМетоды ВводныйУровень знаний, общая эрудиция. Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение. ТекущийОсвоение учебного материала по теме, учебной единице. Диагностические задания: опросы, практические работы, тесты. КоррекцияЛиквидация пробелов.Повторные тесты, индивидуальные консультации. ИтоговыйКонтроль выполнения поставленных задач. Представление продукта на разных уровнях.
Формы контроля в соответствии с формами обучения Фронтальный Групповой Индивидуальный Комбинированный
Формы контроля по деятельности Урочные традиционные Урочные нетрадиционные Внеурочные Контрольные ра- боты, диктанты, изложения, сочинения Круглый столКонкурсные проекты Практические и лабораторные работы Дидактические многофункциональ ные игры Защита рефератов ТестыКроссворды, ребусы ЗачетыЭссе Самостоятельные задания Рефераты
По субъекту и объекту В нешний – контроль учителя над деятельностью учащихся В заимоконтроль школьников за деятельностью друг друга, Коррекция Самоконтроль Программированный
Методы контроля - способы определения результативности учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся Методы контроля - способы определения результативности учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся Устный Письменный Графический Практический Комбинированный Автоматический – с использованием компьютера Тестовый
Устный опрос Фронтальная проверка Индивидуальная проверка – развернутый ответ на заданный вопрос ( монолог, диалог ) Беседа - система вопросов, требующих краткого ответа Коллективная работа с использованием приемов : вопрос всему классу, «горячий стул», конструирование ответа, рецензирование ответа, составление логической цепочки, оценка ответа и её обоснование и др. Логическая цепочка
Диктант Самостоятельная работа Проверочная работа Контрольная работа Практическая работа Тесты Составление опорных схем- конспектов Зачет Письменный контроль
Тест – система лаконично и точно сформулированных и стандартизированных заданий, на которые необходимо дать в течение ограниченного времени краткие и точные ответы, оцениваемые по системе баллов.
Виды тестов Многовариантные тесты с выбором одного верного ответа Многовариантные тесты с выбором нескольких верных ответов на вопрос Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос Тесты на установление соответствия Тесты на установление последовательности Тесты идентификации графиков, схем, чертежей, рисунков Тесты на выбор правильных суждений Закрытые тесты, не содержащие вариантов ответов
Задания с рисунками Задания с рисунками Развивают образное мышление учащихся Учат распознавать объекты и устанавливать связи между ними Проверяют сформированность умения наблюдать
Достоинства тестов Оперативное выявление ЗУНов Выявление пробелов в знаниях за короткое время Осуществление дифференцированного обучения Рациональное использование времени на уроке Активизация мышления школьников Критическое оценивание учителем своих методов преподавания
Нетрадиционные методы контроля Игры Кроссворды Викторины Тексты с ошибками Эссе Синквейн
Кто не знает названий, тот теряет и познание вещей К. Линней
Эссе Эссе(фр.- «попытка», «проба», «очерк»). Эссе - это сочинение –рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета
Формы использования эссе Эссе- самостоятельная творческая работа по предложенной теме (выполняется как домашняя работа) Эссе - 30-минутная контрольная (или самостоятельная) работа по изученному материалу Эссе - 10-минутное свободное сочинение для закрепления и проработки нового материала Эссе - 5-минутное свободное сочинение с целью подведения итогов урока и фиксирование сформулировавшихся на уроке мыслей и выводов по теме
Синквейн - прием, используемый на стадии рефлексии для закрепления полученных знаний Синквейн - прием, используемый на стадии рефлексии для закрепления полученных знаний стихотворная форма из пяти строк представляет собой краткую сжатую характеристику предмета, понятия или явления позволяет ученику обобщить и синтезировать информацию, а учителю выяснить уровень сформированности представления у учащихся о теме обсуждения
Правила написания синквейна Первая строчка – существительное ( тема обсуждения ) Вторая строчка – два прилагательных, характеризующих тему Третья строчка – три глагола Четвертая строчка - фраза из 4- х слов, выражает отношение автора к теме ( крылатая фраза, строчка из стиха, песни, цитата) Пятая строчка – одно слово - синоним исходного, расширяет представление о теме
Растение Красивое и зеленое Дышит, питается, фотосинтезирует Это истинный Прометей, похитивший огонь с неба… Живой организм
Контроль знаний Письменный и устный Контролирует, систематизирует, прогнозирует Часть учебного процесса Проверка и отслеживание знаний