УЧЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Балькин Ю. Г., рук. проекта разработки стратегии Ярославской области, компания Главный Актив
Необходимо определиться с терминами. Что такое конкурентоспособность ? Конкурентоспособность это способность определённого объекта или субъекта отвечать запросам заинтересованных лиц в сравнении с другими аналогичными субъектами и / или объектами. Объектами могут быть товары, предприятия, отрасли, регионы ( страны, области, районы ). Субъектами могут выступать потребители, производители, государство, инвесторы. Конкурентоспособность можно определить, только сравнивая объекты или субъекты с другими между собой.* * Источник – Финансовая энциклопедия. 2
Конкуренция за прямые инвестиции Конкуренция за бюджетное финансирование (федеральное, региональное) Конкуренция за человеческие ресурсы Конкуренция за политическое влияние Начинается эпоха реальной «рыночной» конкуренции регионов, победить в которой можно только ГЛУБОКО ПОНИМАЯ СИТУАЦИЮ, ПЛАНИРУЯ и ДЕЙСТВУЯ быстрее и точнее других. Глобальные вызовы времени. Каждому региону уже невозможно развиваться, не конкурируя с другими Регионам необходимо оценивать и повышать свою конкурентоспособность 3
Методы оценки уровня конкурентоспособности регионов * 4 Оценка уровня конкурентоспособности регионов может быть выполнена на основе следующих методологических подходов : 1) методом активного четырехуровневого позиционирования ( определение места и роль региона в различных системах со следующими уровнями, укрепляющими его позиции : внутренний, межрегиональный ( макро региональный ), национальный и международный ); 2) ранговым методом ( определение места ( ранга ) региона в системе сопоставляемых регионов ); 3) оценкой потенциалов региона – ресурсного, экспортного, качества жизни, финансового, экологического и организационного ; * Молочников Н. Р. « Региональная конкурентоспособность : предметы конкуренции и методы оценки »
Прежде всего нужно провести анализ - А где мы находимся по отношению к другим ? Объективный и субъективный взгляд. 5 Субъективный взгляд – на основании анализа обращений граждан ЯО Пример из стратегии СЭР ЯО
Конкурентный анализ позволяет выявить реальные проблемные зоны. Анализ фактора « Доходы населения » 6 Пример из стратегии СЭР ЯО
Конкурентный анализ позволяет выявить реальные проблемные зоны. Анализ фактора « Жилищные условия » 7 Пример из стратегии СЭР ЯО
8 Конкурентный анализ позволяет выявить реальные проблемные зоны. Анализ фактора « Экономическое развитие » Пример из стратегии СЭР ЯО
Целеполагание по месту ( рангу ) среди других субъектов РФ как инструмент развития в изменяющейся внешней среде По итогам 2011 г. Ярославская область занимает 13- ое место среди субъектов РФ по качеству жизни населения ( по рейтингу регионов РИА - Рейтинг ) По итогам 2025 г. Ярославская область должна занять не менее чем 10- е место среди субъектов РФ по качеству жизни населения
Регулярный мониторинга показателей по месту ( рангу ) среди других регионов – важный элемент оценки реализации стратегии 10 Пример из стратегии СЭР ЯО
Выводы В контур стратегического управления региона ( субъекта РФ, города, муниципального района ) необходимо включать : анализ конкурентоспособности региона по сравнению с другими регионами формирование стратегических целей по месту среди других регионов создание системы постоянного мониторинга положения региона по сравнению с другими 11
12 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!
Ключевым вопросом Стратегии региона является а вопрос « А как повысить конкурентоспособность ?». Ключевые движители развития ( на примере Ярославской области ) 13 Применимы для всех регионов: Консолидация общества на основе ценностей и целей стратегического развития. Максимальное развитие и использование потенциала ответственного и общественно активного поведения человека (жителей). Коренная трансформация региональной и муниципальной властей: развитие способности власти эффективно и результативно управлять развитием Частные для Ярославской области: Развитие Агломерации Р-Я-Т-Р (Ростов-Ярославль-Тутаев-Рыбинск) как экономического ядра ЯО. Поддержание культурно-исторического потенциала области, развитие туризма и сопутствующего бизнеса. Выбор и приоритетное развитие портфеля стратегических отраслей как основного источника экономического роста региона. Использование близости к Московской агломерации: перенос офисных функций и производств московских компаний в Ярославскую область. Создание благоприятной предпринимательской среды. Кардинальное повышение качества социальных услуг за счет внедрения интеллектуальных механизмов управления социальными отраслями Опережающее развитие региональной инфраструктуры. Пример из стратегии СЭР ЯО